HotLog Все подробности какую избу выбрать в карелии тут.
 
Главная >> Статьи

Экспорт без компромиссов

     Экспорт без компромиссов


     Экспортеры Хабаровского края в ходе обсуждения ситуации на лесном рынке стран АТР попытались найти механизмы защиты от убытков, которых они ожидают в 2012 году.
     Министр природных ресурсов Хабаровского края Василий Шихалев назвал предстоящую навигацию непредсказуемый, в виду отсутствия за две недели до начала судоходства по реке Амур заявок на перевозку лесных грузов. Проблем по сравнению с 2011 годом стало больше, но возникновение их в этот раз связано не с организацией экспорта, а с падением китайского лесного рынка.
     Как отметил председатель комитета лесной промышленности МПР Хабаровского края Вячеслав Ковалев, в прошлом году на рынке стран АТР сложились рекордные цены на сырье, а на складах экспортеров скопилось до 500 тысяч кубометров продукции. Но в начале 2011 года в связи с обнулением экспортных пошлин правительствами Новой Зеландии и Канады ценообразование изменилось. Объемы экспорта древесины просели по ели, которая в структуре продаж составляет до 40 процентов. Не смотря на готовность флота и наличие остатков продукции на наших складах, в портах Китая сегодня скопилось около двух миллионов кубометров древесины. Цена на лес стала падать, а экспортеры - нести убытки, в том числе из-за снижения объемов строительства и политической обстановкой в Поднебесной.
     На что рассчитывать перевозчикам речных грузов? Каковы перспективы внутреннего рынка лесной продукции? – задался вопросом Василий Шихалев. Ответы экспортеров на эти вопросы оказались уклончивыми. Руководитель КЛПХ "Шелеховский" Сергей Кожанов привел факты опережающей за последние три года стоимости фрахта судов речного флота с 28 до 63, а несамоходных барж - с 11 до 25 долларов США за кубометр леса. С учетом роста объемов перевозок леса вверх по Амуру в 2011 году и запрета эксплуатации китайских барж он предположил, что стоимость фрахта в 2012 году должна снизиться до 22 долларов. Пойдет ли руководство "Амурского пароходства" на компромисс?
     Надежды экспортеров не оправдались. По данным генерального директора пароходства Антона Пяткова, рынок экспорта не связан с себестоимостью речных перевозок, которая по объективным причинам растет. Ожидаемое в 2012 году снижение грузопотока на Тундзян - 200 тысяч кубометров древесины, и если в мае прошлого года пароходство получило заявки на перевозку 77000 кубометров, то в мае 2012 года только на 6000 кубометров. Себестоимость растет за счет ужесточения требований к безопасности судоходства со стороны Ростехнадзора. Установка одного комплекта системы ГЛОНАСС оценивается в 200 тысяч рублей. Ресурс дизельных установок не продлен, а покупка одного двигателя для судна обходится в сумму 5,5 миллиона рублей. Сокращается время обслуживания при оформлении грузов федеральными структурами, что ведет к росту затрат, потому увеличение стоимости фрахта судов на 10 процентов до 27,5 доллара за кубометр обосновано. Надо учитывать, что пароходство не является монополистом. Транспортировка золоторудного концентрата и щебня остаются основными направлениями деятельности речников. Почему перевозка леса по Амуру не востребована? - вопрос для дискуссий. Непонятным для экспортеров остается вопрос введения фумигации древесины в Китае без оглядки на обязательность фитосанитарного контроля в России. Двойная плата за фумигацию легла на плечи экспортеров, но в Москве не торопятся урегулировать этот вопрос.
     Как отметил генеральный директор ООО "Римбунан Хиджау МДФ" Тионг Чионг Хунг, высокая стоимость фрахта судов и низкие цены в Китае на сырье заставляют компанию отказаться от экспорта и отправлять лес на переработку. Прибыль в размере 20 долларов с кубометра лесной продукции инвесторов не устраивает. Компания рассчитывала на снижение ставок фрахта, но в сложившихся экономических условиях и поставки леса на внутренний рынок малорентабельны.
     Как подчеркнул Василий Шихалев, мнение экспортеров будет доведено до губернатора, который рассмотрит возможность привлечения в навигацию китайских несамоходных барж и сдвижения сроков лесовосстановительных работ для компаний, чтобы попытаться снизить их убытки, которые возникнут в условиях падения экспортных цен. Невозможность повлиять на рынок стран АТР, позволяет сделать вывод: через пять лет экспорт круглого леса в Хабаровском крае может завершиться и без введения заградительных пошлин.
     Андрей СМИРНОВ.