HotLog Доставка цветов и подарков Началово доставка-букетов.ру.
 
Главная >> Лесопользователю >> ВЭД-справка

Контракт купли-продажи

Контракт купли-продажи

Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом.

Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера передать определенный товар в собственность покупателя-импортера и обязательство покупателя-импортера принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.

При заключении внешнеторговой сделки стороны должны определиться, право какого государства будет применяться для выбора формы заключения сделки, прав, обязанностей сторон и урегулирования спора. В контракте купли-продажи непременным условием является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В этом состоит основное отличие договора купли-продажи от всех других видов договоров, где предметом договора является либо право пользования товаром, либо предоставление услуг. В международной торговой практике существуют самые разнообразные контракты, их содержание зависит от операции, которую собираются совершить контрагенты.

Кроме этого, необходимо постоянно следить за изменениями в действующем законодательстве по внешнеэкономической деятельности. До заключения контракта необходимо выяснить следующие вопросы:

  • разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;
  • облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной, каков размер этих пошлин;
  • подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения, сколько будет стоить получение лицензии;
  • необходимо ли получение специальных разрешений на вывоз (ввоз) товара;
  • требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;
  • какие имеются льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);
  • имеются ли какие-нибудь особенности в порядке осуществления платежей с предпринимателями из страны планируемого экспорта (импорта);
  • какие еще документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу.

При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежными партнерами прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит контрагент, международные договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств (о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения). Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень таможенного обложения, налогов и сборов и, следовательно, на уровень цен. Наличие договоренности о контингентах взимопоставляемых товаров создает предпосылки для получения льгот, а по вопросам платежей предопределяет контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

Заключение кратких контрактов требует от российских предпринимателей четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы контракта. Контракты не должны составляться по трафарету без достаточного учета вида товара, являющегося предметом купли-продажи, они должны учитывать, с каким партнером из какой страны они заключаются, применяемое право. Редко используются ссылки на стандартные условия, общие условия, принятые в международной торговле.

Условия контракта

Все условия контракта можно характеризовать следующим образом:

  • 1) с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя;
  • 2) с точки зрения их универсальности.

С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям относятся

  • наименование сторон - участников сделки;
  • предмет контракта;
  • качество и количество товара;
  • базисные условия поставки;
  • цена;
  • условия платежа;
  • санкции и рекламации (штрафы, претензии);
  • юридические адреса и подписи сторон.

Дополнительные условия:

  • сдача-приемка товара;
  • страховка;
  • отгрузочные документы;
  • гарантии;
  • упаковка и маркировка;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • арбитраж;
  • прочие условия.

Обязательными эти условия называются потому, что если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытков.

Дополнительные условия предполагают, что при нарушении одной из сторон несущественных условий другая сторона не вправе расторгнуть сделку, а может потребовать исполнения контрактных обязательств и взыскать штрафные санкции, если это предусмотрено условиями контракта.

Договаривающиеся стороны сами решают какие из условий будут существенными, а какие не существенными.

К индивидуальным, т.е. присущим только одному конкретному контракту относятся:

  • наименование сторон в преамбуле;
  • предмет контракта;
  • качество товара;
  • количество товара;
  • цена;
  • сроки поставки;
  • юридические адреса и подписи сторон.

К универсальным условиям относятся:

  • сдача-приемка товара;
  • базисные условия поставки;
  • условия платежа;
  • упаковка и маркировка;
  • гарантии;
  • санкции и рекламации;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • арбитраж.

Ниже рассмотрены отдельные пункты контракта купли-продажи с примерными формулировками, приведены рекомендации по исполнению.

Контракт купли-продажи содержит следующие пункты (разделы, статьи):

  • преамбула

    Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова "Контракт" в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указываются фирменные наименования сторон, т. е. те наименования, под которыми они зарегистрированы в своей стране, и местонахождение контрагентов (название страны и города). В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов. Например, "Продавец" и "Покупатель". Сначала определяется, какая из сторон является "Продавцом", а затем какая "Покупателем".

    Например:

    Контракт №_____

    г. Иркутск                  "____" ____________________ _______ г.

    "Настоящий контракт заключен между ____ (полное наименование фирмы Продавца), г._____ (город), именуемый в дальнейшем "Продавец", с одной стороны", и ________ (полное наименование Покупателя), г.______ (город), именуемый в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, о нижеследующем:"

    Иногда в преамбуле дается ссылка на предшествующие документы.

    Например: "во исполнение соглашения № ____ от __________" или "в счет протокола № ___ от ___________.

  • предмет контракта

    После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, сорт и т.д.

    Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.

  • количество товара

    В контракте устанавливается единица измерения количества, порядок его определения, систем мер и весов.

    Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерами веса, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Выбор зависит от характера самого товара и от сложившейся практики в мировой торговле тем или иным товаром. Так, например, в торговле лесоматериалами употребляются меры длины и объема (куб/м), в торговле некоторыми другими товарами (машины, оборудование) единицей измерения количества служат комплекты или агрегатные узлы. Для ряда химических товаров количество устанавливается в пересчете на 100 % основного вещества.

    Количество может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. На массовые сырьевые и продовольственные товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом, обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого экспортером количества товара от количества, обусловленного в контракте. Эта оговорка называется оговоркой "около" и ставится перед цифрой, определяющей количество товара. Также оговорка "около" может быть выражена после цифры, обозначающей количество, словом "больше или меньше на __ % или ставится знак "+__%".

    Оговорка иногда базируется на торговых обычаях. Так, оговорка на лес принята в пределах + 10%, на зерно она составляет + 5%, на кофе + 3%, на каучук - 2,5%, при торговле машинами и оборудованием отклонение в весе допускается и не штрафуется до + 5%.

    Количество машин, оборудования, товаров длительного пользования, предметов потребления и других готовых изделий устанавливается в штуках.

    В контракте следует оговорить, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают вес брутто, полу брутто, брутто за нетто, нетто.

    Масса брутто - масса товаров вместе с внутренней и внешней упаковкой (включая упаковочные материалы), масса нетто - масса товара без всякой упаковки. В тех случаях, когда масса тары составляет не более 1-2% от массы товара и когда цена тары незначительна, то стороны пренебрегают массой тары, и в контракте делается оговорка "масса брутто за нетто".

    Некоторые массовые товары подвержены естественной убыли в период транспортировки, причиной которой является усушка, утруска, утечка и т. д. Стороны в таком случае делают в контракте оговорку, так называемую "франшизу" (размер отклонения) и определяют, кто принимает на себя естественную убыль.

    Продавец при этом несет ответственность только за недостачу товара, происшедшую во время его транспортировки и превышающую установленный в контракте размер естественной убыли, которая составляет обычно 0,5 - 3% в зависимости от товара.

    Иногда твердо фиксированное в контракте количество может сопровождаться оговоркой, что покупателю предоставляется право закупить у продавца дополнительно определенное количество товара на тех же условиях. Это право выражается словами "по опциону" или "по выбору".


  • качество товара

    Определить качество товара в контракте купли-продажи - значит установить качественную характеристику товара, т. е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению, в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.

    Качество можно определить:

    • по стандарту;
    • по техническим условиям;
    • по спецификации;
    • по образцу;
    • по предварительному осмотру;
    • по описанию;
    • по содержанию отдельных веществ в товаре;
    • по выходу готового продукта.

    Кроме этих основных способов определения качества могут использоваться и некоторые другие способы, например показатели размеров отдельных частей товара, окраски, запаха и другие. Качество товара в контракте часто определяется применением двух или нескольких вышеперечисленных способов.

    Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество поставляемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного товара.

  • базовые условия поставки

    Базовые условия поставки решают в контракте такие вопросы, как:

  1. кто предоставляет транспортные средства для поставки товара;
  2. кто оформляет таможенную очистку на вывоз или ввоз товара;
  3. кто обеспечивает получение лицензии;
  4. когда переходит риск случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя;
  5. когда продавец выполняет свои контрактные обязательства по поставке товара.

Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру. Те расходы, которые несет экспортер, включаются в цену товара. Они называются базисными потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50 % цены товара.

Применяемый при обозначении базисных условий термин "свободно" ("франко") означает, что импортер свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного словом "свободно".

Законодательства разных стран по-разному трактуют отдельные торговые термины, регламентируют переход права собственности, риска случайной гибели или случайного повреждения товара. Конкретизацию трактовки и толкования отдельных торговых терминов можно найти в Международных правилах по толкованию торговых терминов - Инкотермс, действующих в настоящее время в редакции 1990 г., составленных и опубликованных Международной торговой палатой. Ссылка на Инкотермс широко применяется в типовых контрактах, подготавливаемых различными организациями. С правовой точки зрения Инкотермс представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер. Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г. Чтобы избежать недоразумений и разногласий между партерами, целесообразно делать такую ссылку в подписываемых контрактах.

  • цена

    Вопрос установления цены на товар во внешнеторговом контракте является чрезвычайно важным, ибо он определяет экономическую эффективность внешнеторговых сделок. В контракте цена устанавливается:

    • за количественную единицу товара - за единицу массы, площади, объема, за штуку, комплект;
    • за счетную единицу - за десяток, сотню, дюжину и т.д.;
    • за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, продукция на основе химических соединений), а также исходя из колебания натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.

    При поставках по одному контракту товаров разного качества и ассортимента, цена устанавливается отдельно за единицу товара каждого вида, сорта, марки. При поставках комплектного оборудования в спецификациях указывается цена на каждое комплектующее изделие.

    Чтобы обмен товарами производился на эквивалентной основе, они должны оцениваться в ценах мирового рынка. На практике мировая цена выступает как цена важнейших продавцов и покупателей либо основных центров международной торговли и устанавливается в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром. На мировом рынке существует множественность цен, т.е. цены на одинаковый товар в одно и то же время могут заметно различаться. На уровень мировых цен воздействуют валюты платежа, условия расчета, характер поставки, место и время продажи и многие другие экономические и неэкономические факторы.

    В международной торговле практикуется несколько способов фиксации в контракте цен. Различают следующие виды цен:

    • твердая,
    • подвижная,
    • скользящая,
    • с последующей фиксацией.

    Установленная в контракте цена за проданный товар не должна быть ниже определенного лимита в составленном и утвержденном руководством документе "Обоснование цены", а при закупке - выше лимита, определенного в документе "Конкурентный лист".

    Большое значение имеют валютные условия контрактов. Неправильный выбор валют, в которых устанавливаются цены (а это предмет договоренности сторон в процессе переговоров) и ведутся расчеты между партнерами, может в конечном итоге превратить выгодный контракт в убыточный. Логика экспортера и импортера при формировании валютных условий контрактов противоположна, но она не должна преследовать цель наживы за счет другой стороны, а выполнять задачу защиты экономических интересов сторон на основе взаимности.

    Следует иметь в виду, что для международной торговли характерна множественность цен. Один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, а также от взаимоотношений между продавцом и покупателем. Цены могут различаться в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Для каждого конкретного рынка характерна своя цена, которая может быть названа рыночной ценой.

    Итак, во внешнеторговых операциях используются разные виды цен:

    • цены базисные;
    • цены биржевые или биржевые котировки;
    • цены закупочные;
    • цены каталога (проспекта);
    • цены монопольные;
    • цены нетто;
    • цены оптовые;
    • цены покупателя;
    • цены продавца;
    • цены производителя;
    • цены розничные;
    • цены скольжения;
    • цены мировые;
    • цены фактических сделок (контрактов);
    • цены трансфертные.
  • платежи

    В этом разделе контракта следует установить:

    • способ платежа,
    • средства платежа,
    • форму платежа.

    Способ платежа определяет, когда производится оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа:

    • платеж наличными,
    • авансовый платеж,
    • платеж в кредит.

  • документы для оплаты

    В контракте устанавливается перечень документов, которые входят в комплект, представляемый экспортером импортеру для получения платежа. Набор документов зависит от товара, базисного условия поставки, сроков платежа. Количество экземпляров каждого документа также оговаривается в контракте. Иногда импортер требует от экспортера сертификат происхождения товара, который выдается торгово-промышленной палатой, и консульскую фактуру за счет импортера.

    Например:

    "В комплект документов на _______ языке для платежа должны входить:

    • 1. Счет-фактура в ___ экземплярах.
    • 2. Сертификат качества или гарантийное письмо продавца.
    • 3. Упаковочный лист или спецификация.
    • 4. Страховой полис (при поставке "СИФ").
    • 5. Отгрузочный документ (дубликат ж. д. накладной, коносамент, грузовая авианакладная, автонакладная, почтовая квитанция)."

    или

    "Платеж с аккредитива производится против представления следующих документов:

    • а) коммерческий счет-фактура в четырех экземплярах;
    • б) полный комплект оригинала чистых бортовых коносаментов, составленных в порту отгрузки по распоряжению Покупателя;
    • в) сертификат качества завода-изготовителя или гарантийное письмо продавца, из которого следует, что качество поставленной партии товара соответствует договорному, в трех экземплярах;
    • г) весовая спецификация в___ экземплярах;
    • д) копия сообщения об отгрузке".

    Или (при платеже авансом)

    "Платеж производится против предоставления следующих документов:

    • 1. Коммерческого счета в ___ экземплярах.
    • 2. Сертификата качества или гарантийного письма Продавца.
    • 3. Упаковочного листа или спецификации.
    • 4. Телеграфного извещения Продавца о готовности товара к отгрузке с указанием количества".

    Или

    "В набор документов в комплекте, против которого осуществляется платеж, входят:

    • 1. Коммерческий счет в ___ экземплярах.
    • 2. Сертификат качества или гарантийное письмо Продавца.
    • 3. Спецификация или упаковочный лист.
    • 4. Телеграфное извещение капитана судна об окончании погрузки товара на борт судна в порту отправления с указанием количества.
    • 5. Сертификат происхождения.
    • 6. Консульский инвойс".

    Содержание основных документов, входящих в комплект, и других основных документов, сопровождающих внешнеторговые операции, см. далее.

    Для некоторых товаров, в основном сельскохозяйственного происхождения, в комплект документов могут входит санитарный, ветеринарный, карантинный сертификаты и др.

  • срок и дата поставки

    В контрактах указываются временные периоды, в течение которых (к которым) товары должны быть доставлены экспортерами в установленные географические пункты и передано в распоряжение импортерам.

    Например:

    "Срок поставки (дни, квартал, год)______ г. ___ (условие поставки) ___.

    Для периодических поставок срок можно обозначить словами "ежемесячно", "ежеквартально", "равномерно".

    При определенных условиях допускается указание в контрактах сроков поставки без фиксации календарных дат и периодов. Немедленная поставка осуществляется при продаже товаров с выставок и ярмарок и при торговле между соседними странами. "Немедленно" обозначает обязательство экспортера поставить товар в течение срока, необходимого для выполнения формальностей и транспортировки.

    Срок поставки может быть сформулирован "как можно быстрее". При каком условии экспортер обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший сроку.

    Могут быть и такие сроки, как "по мере готовности", "по открытии навигации", "по мере накопления партии не менее ____ куб. м ". В долгосрочных контрактах могут быть подробно расписаны количества товаров по срокам поставки.

    При установлении сроков поставки в контракт целесообразно вносить специальные оговорки: "Досрочная поставка допускается только при письменном согласии Покупателя", или "Досрочная поставка не разрешается", "Разрешается частичная поставка" и т.д.

    Многие считают обязательным включение в текст контракта четкой формулировки даты поставки товара, т. е. даты передачи товара в распоряжение импортера.

    Например:

    "Датой поставки считается дата штемпеля на железнодорожной накладной пограничной станции, на которой товар передается железной дорогой Продавца железной дороге, принимающей товар".

    Или:

    "Датой поставки считается дата выписки коносамента, дата авианакладной, дата автонакладной".

    "Датой поставки считается дата расписки транспортно-экспедиторской фирмы в приеме груза для дальнейшей отправки по назначению".

    "Датой поставки считается дата складского свидетельства в случае, если покупатель не своевременно предоставил тоннаж и продавец воспользуется своим правом передать товар на хранение на склад за счет покупателя".

    В международной торговле может быть заключен контракт на срок поставки, при нарушении срока поставки такой контракт аннулируется автоматически или покупатель вправе немедленно отказаться от него. В такого рода контрактах условие о сроке поставки является настолько существенным для покупателя, что при его несоблюдении, как правило, полностью утрачивается интерес к исполнению. Например, контракт на поставку елок к Новому году, ядохимикатов к началу сельскохозяйственных работ.

  • упаковка

    Упаковка должна обеспечить при условии надлежащего обращения с грузом полную сохранность товара, предотвратить его от повреждений при транспортировке всеми видами транспорта с учетом перевалок, а также предохранять товар от атмосферных влияний.

    В западноевропейских странах приняты единые нормы по упаковке товаров. Международная организация по стандартизации (ISO) разработала инструкции, которыми следует руководствоваться при экспортной упаковке товаров.

    Род упаковки зависит от ее назначения, от особенностей товара. Различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. Качество той и другой упаковки устанавливается перечислением требований, которым они должны удовлетворять. При наличии установленных стандартов или технических условий на упаковку и качество может определяться ссылкой на соответствующие стандарты и технические условия. Требования к упаковке можно условно разделить на общие и специальные.

    Общие должны обеспечить физическую сохранность грузов при их транспортировке, специальные выдвигаются импортерами. Способ оплаты упаковки вносится в контракт: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара, определение цены упаковки отдельно. Тара может быть также возвратной. При этом устанавливается порядок возврата упаковки.

    Правильная и рациональная упаковка может быть достигнута лишь тогда, когда имеется точное представление о требованиях, предъявляемых к упаковке товара, в процессе транспортировки от завода-изготовителя до покупателя. Необходимо детальное знание свойств товара, например, таких, как физическое состояние, наружный вид, цвет, вес, затариваемое количество, поведение по отношению к физическим и химическим воздействиям и т.п.

    Требования к упаковке, возникающие в связи с транспортировкой:

    • необходимо учитывать способ транспортировки,
    • расстояние и продолжительность,
    • возможность перегрузки в пути,
    • температурный режим и влажность во время перевозки (условия погоды),
    • способ оплаты транспортировки,
    • совместимость с другими грузами и др.

    При морской перевозке, необходимо учитывать давление на груз других грузов, а также боковое давление под влиянием крена судна, глубину трюмов и их размеры, размеры грузовых люков, возможность проникновения посторонних запахов и загрязняющих веществ.

    При железнодорожных перевозках учитывается возможность частных перевалок, толчков в пути в результате торможения и при маневрировании, размеры мостов, тоннелей, а также габариты, вес и внешнюю форму грузового места, восприимчивость к сырости.

    При авиационных перевозках, тара должна быть прежде всего максимально облегченной. Для легко воспламеняющихся грузов она должна быть огнестойкой и плотно закрытой.

    При автомобильных перевозках характер упаковки зависит от вида товара, грузоподъемности автомашины, состояния дороги и других условий.

    Таможенный режим предъявляет к упаковке свои требования, содержащиеся в таможенном тарифе, что имеет особое значение при взимании специфических таможенных пошлин с веса брутто товара. Упаковка в этом случае должна быть по возможности более легкой, особенно для таких товаров, у которых вес тары велик по отношению к весу самого товара. Следует заметить, что упаковка, представляющая самостоятельную ценность или сделанная из ценных материалов, облагается особой пошлиной дополнительно к обложению товара и это необходимо заранее учитывать при подготовке товара к отгрузке.

    Во многих странах законодательство запрещает ввоз товаров в определенной упаковке, а в некоторых странах введены импортные пошлины на отдельные виды упаковочных материалов (например, стеклянную посуду, металлические листы).

  • маркировка

    Маркировка грузов является важнейшим элементом в технологии внешнеторговых операций. Маркировка выполняет следующие функции:

    • по существу представляет товаросопроводительную информацию - содержит номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места, число мест в партии или трансе и др.
    • является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом ("не кантовать", "беречь от огня", "беречь от влаги" и т. д.).

    Эти функции определяют обязательные реквизиты маркировки, которые должны быть нанесены экспортерами на русском и/или иностранном языке на двух сторонах грузового места или прочно прикрепляется на видном месте бирка с маркировкой. Номер транса присваивается иногда по просьбе покупателя каждой товарной партии при импорте в Россию, когда поставляется импортный товар различным потребителям или когда импортируется товар в больших объемах.

    Например:

    "Продавец за свой счет на каждое место партии товара с двух сторон должен нанести по трафарету несмываемой краской на _______ языке следующую маркировку: наименование отправителя; наименование товара; номер контракта; наименование получателя; вес брутто и нетто места; номер места и число мест в партии.

    А также в случае необходимости специальную маркировку, инструктирующую перевозчика об обращении с грузом".

    В тех случаях, когда маркировка явно не оговорена в контракте, она должна включать:

    • наименование продавца;
    • наименование покупателя;
    • номер контракта;
    • место назначения;
    • номер упаковочной единицы и их общее количество;
    • габариты упаковочной единицы;
    • вес упаковочной единицы брутто;
    • вес упаковочной единицы нетто;
    • указание по транспортировку и погрузке-разгрузке ("верх", "низ", "осторожно", "не кантовать", "беречь от огня" и т. п.);
    • указания во избежание инцидентов при транспортировке опасных товаров;
    • страну изготовления товара.

    При торговле машинами и оборудованием к упаковке могут быть предъявлены дополнительные требования. В контракте указываются размеры упаковки при купле-продаже крупногабаритных товаров. Они должны упаковываться с учетом габаритов подвижного состава железной дороги и автомобиля, и упаковка должна быть приспособлена к перегрузке кранами и/или погрузчиками. Могут быть определены предельные размеры негабаритных товарных мест и порядок согласования с покупателем их размеров.

  • порядок отгрузки

    В этом пункте контракта устанавливается порядок извещения экспортера о готовности товара к отгрузке и о произведенной отгрузке, определяется срок и способ такого уведомления (например, по телеграфу или факсу). Если в контракте установлено, что местом поставки будет склад экспортера, то последний должен уведомить о готовности товара тогда, когда он будет подготовлен к сдаче.

    При принятии экспортером на себя обеспечения перевозки он обязан немедленно после отгрузки или в течение срока, установленного в договоре, послать импортеру по телеграфу/факсу извещение об отгрузке.

    Например:

    "Продавец извещает за свой счет по телеграфу (факсу) покупателя не позднее, чем за _______ дней до наступления срока поставки о готовности товара к отгрузке, а также в течение ____ рабочих дней после отгрузки, приведя следующие данные: дату отгрузки, наименование товара, количество мест, вес брутто и нетто, номер контракта, наименование судна и номер коносамента при морских отгрузках; номер рейса и авианакладной при авиаотгрузках; номер автотранспортного средства и номер товаротранспортной накладной при автомобильных перевозках; номер железнодорожной накладной при железнодорожных отгрузках; номер почтовой квитанции при почтовых отправлениях. Извещение об отгрузке должно быть подтверждено письмом."

    В этом пункте часто дается перечень отгрузочных документов, которые экспортер обязан предоставить импортеру в установленные сроки.

    Эту статью в контракте можно объединить со статьей "Транспортные условия".

  • транспортные условия

    В процессе выполнения контрактных обязательств по поставке товаров стороны вступают в договорные отношения как с транспортными организациями в своих странах, так и за рубежом. При планировании отправки груза и выборе вида транспорта следует тщательно анализировать следующие факторы: вид груза, расстояние и маршрут перевозки, фактор времени, стоимость перевозки. Прежде всего, речь идет о перевозке грузов от производителей до выходных пунктов в своей стране. Здесь используется, главным образом, железнодорожный, автомобильный, речной транспорт. А дальше включается международный транспорт, где главную роль играют: морские перевозки ввиду их экономичности по сравнению с другими видами транспорта, а также автомобильный.

    Существуют различные классификации морских судов в зависимости от видов перевозимых грузов, регулярности рейсов, форм договоров перевозки. Наибольший интерес представляет разделение морских перевозок на трамповое и линейное судоходство. Такие перевозки оформляются разными документами.

    Трамповыми называют суда, которые совершают нерегулярные рейсы без четкого расписания и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей имеется спрос на тоннаж. Трамповые суда перевозят в основном массовые грузы: лес, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, перевозимые насыпью, навалом или наливом. Однако, большинство трамповых судов универсальны и могут в случае необходимости перевозить так называемые генеральные грузы - упакованные и неупакованные, товарно-штучные грузы. При таких перевозках под груз может быть предоставлено все судно или его часть, определенные грузовые помещения. Договор на перевозку грузов трамповыми судами заключается в виде чартера (см. чартер, чартер партия). Денежная сумма, выплачиваемая фрахтователем фрахтовщику за перевозку груза трамповым судном, определяется размером фрахтовой ставки, которая устанавливаются непосредственно судовладельцем в зависимости от рыночной конъюнктуры.

    В линейном судоходстве перевозятся генеральные грузы на направлениях с устойчивыми грузопотоками по расписанию между закрепленными портами. Различают три вида линий: односторонние, эксплуатируемые одним судовладельцем; совместные, обслуживаемые несколькими транспортными компаниями; конференциальные, которые организуются и действуют на основе соглашений конференций судовладельческих компаний. Основные преимущества линейного судоходства - регулярность, соблюдение сроков расписания, относительно стабильные цены, эксплуатация специализированного тоннажа, содержание агентов. Тарифы линейных перевозчиков выше фрахтовых ставок при трамповых перевозках. Поскольку линейные суда перевозят, в основном, мелкие партии грузов от большого числа отправителей большому числу получателей, линейные компании принимают грузы к перевозке задолго до подхода судна. Они хранят их на своих складах, организуют и оплачивают погрузку и выгрузку. Стоимость всех этих услуг включается также в плату за транспортировку. Документом, подтверждающим наличие договора перевозки на судах регулярных линий, является коносамент.

    До заключения контракта купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортной продукции. Этот фактор характеризует уровень общественно необходимых затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оценивается эффективность, качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте. В международном товарообмене характеристики можно разделить на количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся: география перевозок, транспортные характеристики товаров, состояние экономики, технология перегрузки и др. К качественным - скорость доставки товара, сохранность перевозимого груза, регулярность курсирования транспорта, эксплуатационная надежность и др.

    Транспортный фактор имеет существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего, это учет транспортной составляющей в цене товара, исходя из географического расположения партнеров по отношению друг к другу и центрам международной, торговли товаром, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень мировых цен в транспортной сфере.

    При этом могут действовать два принципа учета в ценах взаимного расположения производителей и потребителей: принцип взаимной выгоды, когда выгоды или невыгоды расположения относительно центров мировой торговли могут делиться между партнерами поровну, и конкурентный принцип, когда производят деление выгод и невыгод местоположения на мировом рынке в зависимости от конкуренции или соотношения между спросом и предложением на обмениваемый товар. При превышении спроса основная нагрузка транспортных расходов ложится на покупателя.

    Следует учитывать и еще один принцип, действующий на мировом рынке для определения транспортной составляющей в экспортных или импортных ценах. Согласно этому принципу транспортные расходы на территории поставщика или покупателя не оказывают влияния на соответствующие экспортные и импортные цены. Мировые цены в международной практике определяются на условиях франко-граница страны продавца или покупателя.

    Расходы по транспортировке могут быть довольно значительны. Потому еще до подписания контракта необходимо рассчитать возможные затраты по всем звеньям транспортных операций по перемещению товара.

    Перечислим основные операции, которые предусматривают оплату за:

    • подготовку товара к отгрузке (проверку качества, количества, упаковку, маркировку);
    • погрузку-выгрузку внутри страны;
    • хранение в пунктах перевалки грузов, в портах;
    • перевозку товара до погранпунктов, портов или до транспортных средств, следующих за границу;
    • погрузку на судно, в вагон, автомашину, в том числе и в пункте перехода границы;
    • перевозку международным транспортом;
    • оплату за страхование, таможенное декларирование;
    • выгрузку груза в пункте назначения;
    • оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;
    • оплату по доставке груза на склад покупателя.

  • приемка-сдача товара

    При поставке товара в целях сохранения качества товара и создания условий для своевременной и правильной приемки по качеству продавцу следует обеспечить:

    • соблюдение правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и пломбирования отдельных мест;
    • четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат качества, спецификация), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных фактическому качеству поставляемой продукции;
    • своевременную отсылку покупателю (грузополучателю) документов, удостоверяющих качество товара;
    • соблюдение правил сдачи, погрузки и крепления грузов.

    Под сдачей товара понимается передача его во владение импортера в соответствии с условиями контракта, импортер получает возможность осуществлять полный контроль над товаром (вручение товаросопроводительных документов рассматривается как передача самого товара). Передача товара импортеру, именуемая поставкой, производится за счет экспортера.

    Под приемкой понимается проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.

    Сдача и приемка - это один акт, который в контракте может быть выражен следующей формулировкой: "Товар считается поставленным Продавцом и принятым Покупателем ___".

    Под порядком сдачи-приемки понимается: вид сдачи-приемки (предварительный и окончательный); срок сдачи-приемки (по количеству и качеству не совпадает); место фактической сдачи-приемки; способ приемки по качеству; метод определения количества и качества фактически поставленного товара; кем осуществляется сдача-приемка товара.

    В контракте следует оговорить способ определения количества товара, фактически поставленного экспортером и подлежащего оплате импортером. Если количество выражено в весовых или объемных единицах, то существуют два способа - по отгруженному или по выгруженному весу. Отгруженный вес или количество устанавливаются в пункте отправления и указываются перевозчиком в соответствующем транспортном документе. Оно признается окончательным и определяет сумму платежа. Выгруженный вес или количество устанавливается в оговоренном пункте назначения в стране импортера путем перевешивания присяжными весовщиками и фиксируется в выдаваемых ими отвесах (весовых сертификатах).

    Не всегда оплата сверхконтрактного количества производится по цене контракта, поэтому необходимо в контракте установить порядок расчетов за это количество.

    Приемка товара по качеству может осуществляться двумя способами: на основе документа, подтверждающего соответствие качества поставленного товара условиям контракта, и путем проверки качества в месте приемки.

    Проверка количества и качества может проводиться выборочно или всего поставленного товара.

    Обычно количество и качество поставленного товара проверяется методом сплошной проверки. Выборочный метод применяется к товарам, поставляемым в таре и упаковке, если существует договоренность сторон о применении выборочного метода проверки и распространении результатов проверки на всю партию товара. В случае применения выборочного метода в контракте устанавливается доля в процентах от всей партии товара, подлежащая проверке, или определяется минимум подлежащих проверке единиц и способ их отбора.

    Вопрос о том, кем производится сдача-приемка товара, оговаривается в контракте. Приемка может осуществляться сторонами или представителями совместно; указанной в контракте компетентной организацией в стране экспортера, выдающей сертификат о качестве; указанной в контракте незаинтересованной контролирующей организацией, назначенной по согласию сторон.

    Если стороны в договоре избрали систему приемки в присутствии обеих сторон и если покупатель или продавец не явится, то приемка товара может производиться в отсутствие не явившейся стороны, но с обязательным присутствием третьего незаинтересованного лица, назначенного сторонами. При этом расходы по приемке, связанные с участием третьего лица, относятся на счет не явившейся стороны.

    В контракте может быть сделана оговорка о том, что с согласия покупателя продавец имеет право поставить товар без приемки. Иногда в контракте специально оговаривается, что после сдачи-приемки товара и до даты, предусмотренной договором для вывоза этого товара, продавец обязан обеспечить сохранность товара.

    К участию в приемке товара по количеству и качеству привлекаются эксперты Бюро товарных экпертиз из Торгово-Промышленных палат или их региональных отделений, аварийные комиссары страховых компаний или компетентные представители незаинтересованных организаций.


  • рекламации

    Рекламациями называются претензии, предъявляемые импортером к экспортеру в связи с несоответствием качества или количества поставляемого товара условиям контракта. Они могут предъявляться только по таким вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, произведенной в соответствии с условиями контракта.

    Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламаций; сроки их заявления; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций; способы урегулирования рекламаций.

    Рекламации предъявляются в письменной форме и содержат следующие данные: наименование товара; его количество и место нахождения; основание для рекламации с указанием, в связи с какими именно недостатками она может быть предъявлена; конкретные требования импортера по ее урегулированию. К ней прикладываются все необходимые доказательные документы.

    В контракте устанавливается срок ответа на претензию после ее получения (например, 10 или 30 дней), в течение которых Продавец обязан рассмотреть претензию и сообщить Покупателю свое решение. Иначе будет считаться, что претензия принята Продавцом и Покупатель имеет право обратиться в арбитраж с отнесением расходов на счет Продавца.

    В связи с порядком заявления претензий в контракт целесообразно также включить дополнительные оговорки. Так, может быть зафиксировано, что заявление претензии по какой-либо партии товара не может служить основанием для отказа Покупателя принять товар по рекламированным поставкам, так и по другим поставкам в счет данного контракта. Также может быть оговорено, что товар, по которому заявлена претензия, хранится отдельно в условиях, предотвращающих ухудшение его качества и смешивание с другими товарами, и он не может быть использован без согласия на то Продавца.

    Например:

    "При обнаружении по прибытию товара в пункт назначения несоответствия его качества условиям контракта при обстоятельствах, исключающих ответственность перевозчика, или в случае установления недостачи товара внутри нарушенной оригинальной упаковки производителя товара, т.е. при отсутствии следов доступа к грузу в пути, Покупатель имеет право предъявить претензию к Продавцу.

    Претензии по количеству должны сопровождаться актом, составленным в месте назначения товара, с участием представителя Продавца, или актом официальной контрольной организации.

    В случае предъявления претензии по качеству товара от рекламируемой партии товара должны быть отобраны 3 пробы/образца в присутствии представителей Продавца и Покупателя. Пробы должны быть ими опечатаны. Две из отобранных проб должны быть препровождены вместе с претензией Продавцу. Одна из двух полученных проб направляется Продавцом для контрольного испытания соответствующему государственному институту РФ. Результаты, полученные последним, будут окончательными и обязательными для обеих сторон.

    Расходы по проведению проверки будет нести Покупатель, если проверкой не подтвердится обоснованность претензии. Претензии могут быть заявлены по количеству не позднее __ дней, а по качеству не позднее __ дней с даты поставки в письменной форме с указанием наименования товара, его количества и местонахождения, основания для рекламации и предложения по способу ее удовлетворения. Срок рассмотрения рекламации и решения по ней. устанавливается для Продавца ___ дней".

    или

    "В случае обнаружения при приемке товара в РФ расхождений по качеству против требований контракта Продавец имеет по выбору Покупателя право предоставить отвечающую пониженному качеству скидку, которая подлежит установлению между сторонами, или заменить забракованный товар на товар безупречного качества, при этом все расходы, связанные с отправкой рекламированного товара в РФ и с возвратом товара из РФ в порт отгрузки, идут за счет Продавца.

    С согласия Покупателя Продавец может вместо обмена товара его забрать и возвратить Покупателю уплаченную за него цену. При этом Продавец обязан возместить Покупателю также транспортные расходы по поставке недостаточно качественного товара от порта отгрузки до места поставки в РФ и обратно в порт отгрузки. В случае, если будет установлена при проверке качества специалистами какая-то разница в качестве товара против обусловленного в контракте, то Продавец возместит Покупателю все связанные с проведением экспертизы расходы.

    В случае недостачи внутри мест или несоответствия качества товара качеству, обусловленному в контракте, стороны будут решать рекламацию на базе приемо-сдаточного протокола, который составлен получателем в присутствии представителя государственной или общественной организации".

    Если товар не соответствует контракту. Покупатель может потребовать замены товара только в том случае, когда это несоответствие составляет существенное нарушение контракта и требование о замене товара заявлено либо одновременно с извещением, либо в разумный срок после него.

    Утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на Покупателя, не освобождает его от обязанности уплатить цену, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями Продавца.

    Убытки за нарушение контракта одной из сторон составляют сумму, равную тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения контракта.

    При продаже машинных изделий оговорка о предъявлении рекламаций может иметь следующий вид:

    Например:

    "Претензии могут быть заявлены Покупателем Продавцу в отношении:

    • а) качества товаров, на которые не представляется гарантия (включая нарушение комплектности или ассортимента) - в течение шести месяцев с даты поставки, за исключением случаев, за которые несет ответственность перевозчик;
    • б) количества товаров (внутритарные недостачи, включая бой или повреждения) - в течение трех месяцев с даты поставки, при условии, что груз прибыл к месту назначения в неповрежденной упаковке и нет места для ответственности перевозчика;
    • в) качества товаров, на которые предоставлена гарантия, - не позднее тридцати дней по истечении срока гарантии, за исключением случаев, за которые несет ответственность перевозчик.

    Непредъявление претензии в сроки, указанные в пунктах "а", "б" и "в" настоящей статьи лишает покупателя права обращаться в арбитраж. Претензии должны направляться Покупателем Продавцу заказным письмом с обязательным приложением рекламационных актов, актов аварийных комиссаров и других компетентных органов, коносаментов, спецификаций, сертификатов качества, а при внутритарной недостаче упаковочных листов также других документов, подтверждающих обоснованность претензии".

    В зависимости от условий поставки, аккредитив может быт использован не на полную стоимость (на 90 %, например). Оставшаяся сумма выплачивается, например, после прибытия товара в порт назначения и окончательного определения количества (может, и качества) товара. Если покупателем будут предъявлены рекламации по поставленному товару, то в возмещение этих рекламаций будут произведены удержания из остающейся суммы аккредитива.

    При поставке сложного оборудования, требующего монтажа и технического обслуживания силами Продавца, контракт должен содержать условия, оговаривающие порядок монтажа и техобслуживания, они могут быть включены отдельным пунктом в текст контракта или даны в Приложении или отдельном контракте.

    Условия гарантии можно изложить в следующей редакции:

    "Продавец гарантирует нормальную работу оборудования, а также его отдельных узлов и деталей в течение __ месяцев с момента завершения его монтажа, пуска его в эксплуатацию, однако не более __ месяцев с даты поставки, при условии надлежащей эксплуатации оборудования и использования сырья и материалов требуемого качества, предусмотренных стандартом ___ .

    В случае задержки в монтаже/пуске оборудования в эксплуатацию по вине Продавца срок гарантии, исчисляемый с даты поставки, отодвигается на время такой задержки, возникшей по вине Продавца.

    Если в течение гарантийного срока при соблюдении перечисленных условий оборудование или какие-либо его узлы и детали окажутся дефектными или несоответствующими условиям настоящего контракта, Покупатель вправе требовать либо устранения дефектов, либо уценки товара, либо замены как всего оборудования, так и отдельных его узлов и деталей.

    Устранение дефектов, а также замена дефектного оборудования или отдельных его частей и деталей производится Продавцом и за его счет.

    В случае, если Покупатель требует уценки товара, Продавец вправе по своему усмотрению либо устранить дефект, либо заменить дефектную часть, либо предоставить Покупателю уценку в согласованном размере.

    По договоренности сторон Покупатель вправе устранить дефект, а также произвести мелкий ремонт самостоятельно, с отнесением на Продавца фактических расходов, включая расходы на привлечение специалистов, без ущерба для своих прав по гарантии.

    Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом и/или заменой дефектного оборудования или его дефектных узлов и деталей, как на территории страны Покупателя, страны транзита, так и на территории страны Продавца несет Продавец.

    В случае, когда производится устранение дефектов либо замена дефектного оборудования или его дефектных узлов и деталей, сроки гарантии для основного оборудования продлеваются на время, в течение которого оборудование не использовалось вследствие обнаруженного дефекта".


  • форс-мажор

    Почти все контракты купли-продажи содержат условие, которое разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления после его подписания независящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению контракта. В контракте целесообразно определить, какие обстоятельства относят стороны к форс-мажорным.

    Интересы экспортера и импортера в этом случае не совпадают. Обычно продавец (экспортер) стремится перечислить в контракте максимальное число возможных обстоятельств, включая и такие как невозможность получения транспортных средств, авария на производстве, недостача сырья, электроэнергии, рабочей силы.

    При обстоятельствах непреодолимой силы срок исполнения контракта отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать эти обстоятельства или их последствия. Если они будут действовать дольше согласованного сторонами в контракте срока, то каждая из сторон имеет право отказаться от дальнейшего исполнения контракта и, в этом случае, ни одна из сторон не будет иметь право на возмещение другой стороной возможных убытков.

    Форс-мажорные обстоятельства делятся на две категории: длительные и кратковременные. К первым обычно относятся, прежде всего, запрещение экспорта (иногда и импорта), война, блокада, валютные ограничения или другие мероприятия правительств и правительственных органов. К кратковременным относятся пожары, наводнения, другие стихийные бедствия, замерзание моря, закрытие морских проливов, лежащих на обычном морском пути между портами погрузки и выгрузки, отклонения в пути, вызванные военными действиями и др.

    Длительность устанавливаемого в контрактах срока действия "форс-мажора" определяется с учетом срока исполнения договора, характера товара, торговых обычаев (например, на скоропортящиеся товары - не более 15-30 дней, на сырьевые товары - 3 месяца, на оборудование 3-6 месяцев).

    Контрактом устанавливается, что сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств, должна информировать контрагента о наступлении "форс-мажора" и его прекращении в пределах строго ограниченных сроков и представить соответствующие подтверждающие документы, которыми чаще всего служат свидетельства (справки, сертификаты) национальных торговых палат.

    Например:

    "Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы - "форс-мажора" (пожара, наводнения, землетрясения и других стихийных бедствий, блокады, военных действий, эпидемии, введения государством эмбарго на экспорт или импорт проданного товара) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта. Срок исполнения по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства. В случае, если эти обстоятельства будут продолжаться более __ месяцев, дней, то каждая из сторон будет иметь право отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по контракту, без права возмещения возможных убытков. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по контракту, должна немедленно, но не позднее 10 дней, известить другую сторону о наступлении и прекращении обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств. Надлежащим доказательством наличия указанных обстоятельств и их продолжительности будут служить справки, выдаваемые торгово-промышленными палатами страны Покупателя или Продавца. Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств лишает сторону права ссылаться на них."

    Приведение исчерпывающего перечня обстоятельств в контракте оправдано поскольку по законам различных стран понятие "форс-мажора" неоднозначно. Поэтому границы перечня можно расширить путем добавления записи "и других обстоятельств, независящих от сторон". В этом случае под обстоятельства, освобождающие от ответственности, могут попасть и случайные события.

  • страхование

    Этот раздел контракта включает четыре основных условия страхования:

    • что страхуется;
    • от каких рисков;
    • кто страхует;
    • в чью пользу производится страхование.

    В международных сделках страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке.

    При перемещении товара от производителя (экспортера) к потребителю (импортеру) с использованием транспортных услуг он может быть подвержен риску полной или частичной утраты или порчи (повреждения), что принесет отправителю-экспортеру материальный ущерб. Чтобы этого избежать, риск страхуют в страховом обществе, уплатив за эту услугу ее стоимость (страховую премию), обычно долю процента от стоимости груза.

    Страхование является добровольным актом, и его основные условия устанавливаются в контракте, а, именно, в нем фиксируются:

    • обязанности продавца и покупателя по страхованию груза;
    • длительность и объем страховой гарантии;
    • условия страхования.

    Страхование может производиться любым из партнеров, либо в свою пользу, либо в пользу другой стороны, или же в пользу третьего лица (им обычно является грузополучатель) в зависимости от того, кто несет риск порчи или утраты груза и, соответственно, за счет этой стороны.

    При продаже товара на базисном условии "СИФ" и "СИП" страхование входит в обязанность экспортера. Договор страхования - страховой полис (или сертификат) входит в комплект документов для получения платежа. Страхование товара должно быть произведено в пользу покупателя у пользующихся хорошей репутацией страховщиков или страховых компаний в валюте контракта до порта (пункта) назначения на минимальных условиях страхования если иное не указано в контракте.

    Длительность страховой гарантии, устанавливаемая в контракте, определяется тем, на какой срок с момента отгрузки товара с завода поставщика до момента доставки его на склад покупателя распространяется гарантия.

    Объем страхования обычно составляет 110 % стоимости товара СИФ (СИП), где 10 % - рассчитанная прибыль от потребления купленного товара.

    Страховые полисы разделяются по трем критериям: рейс, срок и вид. По рейсовому полису объект страхуется на перевозку из одного пункта в другой, по временному - на определенное время (срок). По смешанному полису объект страхуется и на рейс и на срок. Может быть выдан генеральный полис, который содержит общие условия страхования.

    В отечественной практике используются три вида условий страхования:

    • "с ответственностью за все риски", когда предусматривается возмещение ущерба, причиненного любыми опасностями и случайностями";
    • "с ответственностью за частную аварию" - где предусматривается возмещение убытков, вызванных утратой или повреждением груза, происшедших под воздействием стихийных сил, вследствие аварийных ситуаций при погрузке, укладке, подборке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
    • "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения", когда ущерб возмещается в случае гибели всего или части судна, а также при его повреждении, вызванном столкновением, посадкой судна на мель, пожаром, взрывом и т.п.

    Наиболее полно защищают интересы стороны, несущей риски, условия страхования "с ответственностью за все риски". Минимальными условиями страхования являются условия "свободно от частной аварии". Поэтому, если страхование произведено на этом условии, по требованию покупателя и за его счет продавец должен расширить объем и произвести страхование от военных рисков, забастовок, мятежей и других гражданских волнений, если страхование от таких рисков возможно. Покупатель может попросить за свой счет застраховать риск и на большей чем 100 %. стоимости СИФ товара.

    Надо иметь в виду, что даже максимально защищающие интересы стороны условия страхования не предусматривают возмещение ущерба, возникшего вследствие умышленных действий или грубой небрежности отправителя или получателя, естественных свойств груза (самовозгорания, отмокания, гниения и т. п.), военных действий. В некоторых странах страхование полисы "от всех рисков" (например, во Франции) не гарантируют от риска, связанного с кражей, расхищением или пропажей товара.

    Как видим, к вопросам страхования надо при составлении контрактов относиться очень внимательно, особенно при импортных операциях, не игнорировать их, а обязательно включать эти вопросы в контракт. Целесообразно перечислять в контракте все те риски, от которых должен быть застрахован груз.

    Например:

    "Продавец производит страхование товара против транспортных рисков на полную фактурную стоимость товара или на 110% по просьбе Покупателя - цены "СИФ".

    Страхование производится в валюте контракта в Страховом акционерном обществе (______) "с ответственностью за все риски" согласно п. 2.1 Правил транспортного страхования грузов. Страховой полис выписывается на имя Покупателя."

    или

    "Товар должен быть застрахован Продавцом в ___ с ответственностью за частную аварию" согласно п. 2.2 Правил транспортного страхования грузов независимо от процента повреждения.

    Страховой полис выписывается на имя Покупателя на 110 % стоимости "СИФ" товара. Страхование от военных и минных рисков производится за счет Покупателя".

  • арбитраж

    В этом пункте контракта купли-продажи устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы обычным путем. Арбитраж обычно состоит из двух арбитров и одного суперарбитра. Для арбитража избирается одна из постоянных арбитражных комиссий, создаваемых при торговых палатах, торговых биржах. Россия является участником ряда международных конвенций об арбитражах. Кроме постоянно действующих арбитражей есть арбитражи "ad hoc", которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту. В контрактах российских участников международной торговли помимо арбитражного суда тортово-промышленной палаты РФ в Москве может предусматриваться рассмотрение разногласий в арбитраже "ad hoc" с местом проведения в Стокгольме (Швеция) или в другой третьей стране.

    При этом в контракте следует подробно изложить порядок избрания и назначения арбитров, установить порядок и предельные сроки принятия решений.

    В арбитражах "ad hoc" разбирательство, как правило, ведут три лица: два арбитра (по одному от истца и ответчика) и один суперарбитр.

    При рассмотрении споров арбитры руководствуются прежде всего условиями контрактов, международными торговыми обычаями, а также нормами права страны, указанной в контракте.

    В контрактах чаще всего предусматривается, что расходы по арбитражу несет проигравшая сторона. В РФ активно действуют два международных арбитража: Международный коммерческий Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ.

    Арбитражный суд и МАК завоевали большой авторитет среди иностранных фирм благодаря демократичным принципам рассмотрения споров, высокой квалификации арбитров и объективности принимаемых решений, и потому следует партнерам рекомендовать их в заключаемые контракты.

    Формулировки этого пункта в контракте купли-продажи могут быть следующие.

    Например:

    "Любой спор или разногласия, могущие возникнуть из/или в связи с настоящим контрактом, должны быть урегулированы, по возможности, дружественным путем. Если не удается урегулировать их дружественным путем, стороны передадут дело без обращения в обычные суды в Международный коммерческий Арбитражный суд Торгово-промышленной палаты РФ г. Москвы, которое будет разбираться в соответствии с правилами производства дел в указанном суде, решение которого являются окончательным и обязательным для сторон".

    Или

    "Стороны передадут дело для урегулирования в арбитраж в Стокгольме. Арбитраж должен состоять из двух арбитров и одного суперарбитра, который должен быть юристом. Сторона, которая хочет передать спор в арбитраж, должна уведомить другую сторону об этом заказным письмом с указанием имени и места пребывания назначенного арбитра, который может быть гражданином любой страны, а также предмета спора, даты и номера контракта.

    Другая сторона в течение 3 недель с даты указанного письма должна назначить второго арбитра, который также может быть гражданином любой страны, и должна уведомить первую сторону об этом заказным письмом с указанием имени и местопребывания арбитра, назначенного ею.

    Если сторона, получившая извещение о передаче спора в арбитраж, не назначает второго арбитра в течение указанного периода, то последний, по просьбе другой стороны, должен быть назначен Торговой палатой в Стокгольме, Швеция. Арбитры должны назначить суперарбитра.

    Если арбитры в течение 4 недель после своего назначения не назначат суперарбитра, то последний, по просьбе любой стороны, должен быть назначен Президентом Торговой Палаты в Стокгольме.

    Арбитражное решение принимается большинством голосов в течение 2 месяцев с даты выбора или назначения суперарбитра согласно условиям настоящего контракта и правилами шведского материального права.

    Распределение арбитражных расходов между сторонами должно производиться самим арбитражем. Арбитражное разбирательство ведется на английском языке в соответствии со Шведским законом об арбитраже. Арбитражное решение должно быть окончательным и обязательным для обеих сторон, оно должно быть мотивировано и содержать в себе указание о составе арбитража, времени и месте вынесения решения".

    Международный коммерческий арбитраж, в зависимости от характера споров, делится на общий арбитраж, рассматривающий все споры по внешнеэкономическим сделкам, и специализированный арбитраж. К общим арбитражам относятся упомянутые выше московский арбитраж, арбитраж в Стокгольме и целый ряд других. К специализированному арбитражу относятся арбитражи, рассматривающие морские споры (кроме упомянутой МАК, арбитраж при комитете Ллойда в Лондоне, Морская арбитражная палата в Париже, Японский морской арбитраж в Токио, Морской третейский суд в Гамбурге), а также арбитражи, рассматривающие споры, связанные с торговлей конкретными товарами (арбитраж Лондонский ассоциации по торговле зерновыми, арбитражный суд при федерации по торговле шерстью в Гдыне, арбитраж при Комитете по торговле зерновыми в Роттердаме, арбитраж при Бирже по торговле кожей и кожаными изделиями в Генуе).

  • санкции

    Чтобы стимулировать экспортеров в своевременном выполнении обязательств и компенсировать возможные потери импортеров, в контрактах следует предусмотреть взыскание с экспортеров штрафов, обычно в размерах, прогрессирующих от длительности просрочек.

    За просрочку в поставке продавец в соответствии с условиями контракта обязан уплатить неустойку - конвенциональный штраф, чаще всего он предусматривается в тех случаях, когда покупатель оплачивает товар полностью или частично авансом. Размер конвенционального штрафа фиксируется в контракте в виде процента от стоимости не поставленного товара или в виде определенной твердой суммы.

    Например:

    "В случае просрочки в поставке товаров против сроков, установленных настоящим контрактом, Продавец уплачивает Покупателю штраф в размере 0,5 % стоимости не поставленного в срок товара за каждую начавшуюся неделю в течение первых четырех недель просрочки и 1% за каждую начавшуюся последующую неделю. Общая сумма штрафа не должна превышать 10 % стоимости не поставленного в срок товара. Если просрочка в поставке товара превысит три месяца, Покупатель вправе без обращения в арбитраж аннулировать контракт полностью или частично без возмещения Продавцу каких-либо расходов или убытков, вызванных аннулированием контракта. В этом случае Продавец обязан уплатить Покупателю штраф в размере 10 % стоимости не поставленного в срок товара и немедленно возвратить Покупателю все суммы, уплаченные им по настоящему контракту, включая 12 % годовых. В случае частичного аннулирования подлежат возврату суммы, уплаченные Покупателем за товар, поставка которого подпадает под такое аннулирование. Размер конвенционального штрафа не подлежит изменению в арбитражном порядке. Конвенциональный штраф взыскивается путем удержания причитающихся сумм при оплате счетов Продавца. Если покупатель по каким-либо причинам не удержит сумму штрафа, Продавец обязуется уплатить сумму штрафа по первому требованию Покупателя".

    Если продавец не уплачивает штраф, несмотря на предупреждение покупателя, последний имеет все основания для обращения в арбитраж. Следует учесть, что законодательство некоторых стран, в частности США и Великобритании, не признает конвенциональных штрафов, поэтому нарушитель, если контракт подчиняется материальному праву этих стран, будет обязан только возместить убытки.

    Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8-10 % от стоимости не поставленных в срок товаров. Следует также иметь в виду, что законодательства многих стран допускают взыскание наряду со штрафами и убытков, причем они не освобождают от выполнения обязательств по поставкам.

    Контракты могут содержать право импортеров отказаться от их исполнения, если из-за длительности просрочки они потеряли коммерческий интерес к получению товаров. Требование возмещения убытков при этом за ними сохраняется.

    Например:

    "В случае, если Продавец допустит просрочку в поставке проданного по настоящему контракту товара, он уплачивает Покупателю штраф в размере 0,5 % стоимости непоставляемого в срок товара за каждую начавшуюся неделю просрочки, однако общая сумма штрафа не должна превышать 10 % непоставленного в срок товара.

    Если просрочка в поставке товара превышает _________ месяца Покупатель вправе аннулировать контракт полностью или частично без возмещения Продавцу каких-либо убытков, при этом Продавец обязан уплатить Покупателю штраф в размере 10 % стоимости непоставленного в срок товара."

    Могут возникнуть в процессе выполнения контрактов нарушения обязательств и со стороны импортеров, которые являются причиной возникновения убытков экспортеров. К ним можно отнести задержки в представлении необходимой документации, в открытии аккредитивов, в производстве платежей. Поэтому контракты могут включать санкции и к импортерам.

    Например:

    "При неоткрытии аккредитива в установленный в настоящем контракте срок или задержке платежа, когда товар должен быть оплачен Покупателем против извещения о готовности его к отгрузке, Продавец имеет право задержать соответственно поставку товара. В этом случае Покупатель обязан уплатить Продавцу за каждый день опоздания против сроков, установленных в контракте, по день открытия аккредитива или соответственно по день платежа штраф в размере 0,05 % суммы аккредитива, суммы платежа.

    Если опоздание превысит _____ дней, то Продавец имеет право отказаться от исполнения контракта в соответствующей части или полностью и потребовать от покупателя возмещения всех возникших вследствие этого убытков в части, не покрытой штрафом".

    В контракте необходимо установить ответственность и ее размеры за нарушение (несоблюдение) других взятых на себя сторонами обязательств, в том числе за:

    • продажу товара под другим названием или видом (10 % плюс убытки);
    • реэкспорт товара в третьи страны ни непосредственно, ни через третьих лиц без письменного согласия на то Продавца, если такой запрет записан в контракте (10 % плюс убытки):
    • нарушение требований контракта к качеству, упаковке, маркировке - штраф в размере _____ %;
    • не извещение или несвоевременное извещение об отгрузке - штраф в размере _______ %;
    • отсутствие на судне с товаром в порту прибытия всех или какого-либо из отгрузочных предусмотренных в контракте документов - штраф _____ % стоимости партии груза за каждый день, начиная с даты прибытия судна;
    • нарушение условий контракта по оформлению документов - штраф с Продавца _____ %;
    • нарушение порядка отгрузки, укладки и сепарации товара в трюмах судна - штраф _____ %;
    • нарушение срока оплаты штрафов - штраф в размере _____ % от суммы этого требования за каждый день просрочки;
    • односторонний отказ от выполнения контракта - штраф 10 %;
    • простой транспортных средств, доставивших товар, по вине Покупателя -штраф в размере 30 % от стоимости товара плюс убытки.

    Приведен далеко не полный перечень возможных нарушений или несоблюдение условий контракта купли-продажи и санкций. Но и он показывает всю серьезность принимаемых обязательств, при подготовке и согласовании текста контракта.

    Короткий текст контракта не лучший путь избежать материальных потерь при его исполнении. Для наших предпринимателей нередко неожиданным оказывалось, что при отсутствии в контракте условий по какому-либо вопросу пробел контракта восполнялся с помощью норм применяемого права, а в некоторых случаях и торговыми обычаями.

  • лицензии

    Это условие можно изложить следующим текстом:

    Например:

    "Продавец обязан на свой риск и за свой счет получить экспортную лицензию, а Покупатель - импортную лицензию. Покупатель обязан известить Продавца о получении лицензии на импорт товара по настоящему контракту, если таковая требуется, не позднее чем за ______ дней до начала месяца поставки".

    или:

    "Продавец принимает на себя все заботы и расходы, связанные с получением экспортных лицензий на поставку оборудования в объеме, предусмотренном настоящим контрактом.

    Если лицензии не будут получены или до окончания исполнения контракта будут отозваны соответствующими властями, или действие их истечет, покупатель имеет право аннулировать невыполненную часть контракта или контракт в целом.

    В этом случае покупатель возвращает Продавцу техническую документацию и/или поставленное оборудование на условиях ФОБ порт и/или франко-вагон пограничная железнодорожная станция, Продавец обязан вернуть Покупателю все полученные от последнего платежи, произведенные до отказа от контракта с начислением % годовых".

    или

    "В том случае, если для поставки товара по настоящему контракту требуется экспортная лицензия от компетентных властей страны Продавца/Изготовителя, или импортная лицензия, выдаваемая властями страны Покупателя, Продавец обязан выполнить все формальности и отвечать за все связанные с экспортной лицензией расходы, а Покупатель обязан выполнить все формальности и отвечать за все расходы по импортной лицензии. Не позднее чем в течение 1-го месяца с даты подписания настоящего контракта стороны обязаны известить друг друга о получении указанных лицензий. Обе стороны со своей стороны обязаны всеми имеющимися у них силами содействовать в получении экспортной и импортной лицензий для настоящего контракта".

  • прочие условия

    Эта статья заключает текст контракта и имеет также существенное значение, т. к. излагает целый ряд обязательств, принимаемых на себя сторонами, нарушение которых чревато последствиями как морального, так и материального характера. К таким условиям, в частности, относятся, и могут быть записаны следующим образом.

    Например:

    "Все переговоры и переписка в связи с настоящим контрактом с его подписанием теряют юридическую Силу.

    Любые изменения и/или дополнения к контракту действительны лишь в том случае, если совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

    Передача прав и обязанностей по контракту третьим лицам может быть совершена только с письменного согласия другой стороны контракта.

    Покупатель не имеет права реэкспортировать поставляемые по настоящему контракту товары ни непосредственно, ни через третьи лица без письменного согласия Продавца.

    Все налоги, сборы, пошлины и другие расходы, связанные с исполнением настоящего контракта, на территории страны Продавца оплачиваются Продавцом за его счет, а за ее пределами - идут за счет Покупателя.

    Все Приложения, упомянутые в контракте, являются его неотъемлемой частью, подписываются обеими сторонами".

    Контракт может быть составлен и подписан на одном языке или на двух языках. В последнем случае в заключении делается следующая запись:

    Например:

    "Настоящий контракт подписан в четырех экземплярах, по два для каждой стороны, на русском и английском языках, причем оба текста идентичны и имеют одинаковую силу".


  • юридические адреса и подписи сторон
    Юридические адреса сторон:

    Продавец Покупатель
    _____________________ _____________________
    _____________________ _____________________

    Подписи сторон:
    Продавец Покупатель
    _____________________ _____________________

 

 

При купле-продаже машин и оборудования, приборов в контракт добавляются такие пункты как технические условия, техническая документация, гарантийный срок, техническое обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, снабжение запасными частями. Перечисленные пункты обычно помещают в Приложения, которые являются неотъемлемой частью контракта.