HotLog Wd40 купить инструмент купить. . Rival Casino Software Online Review USA Top Rival Software Review Online tosinoslots.com
 
Главная >> Лесопользователю >> ВЭД-справка

Контракт купли-продажи

Контракт купли-продажи

Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом.

Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера передать определенный товар в собственность покупателя-импортера и обязательство покупателя-импортера принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.

При заключении внешнеторговой сделки стороны должны определиться, право какого государства будет применяться для выбора формы заключения сделки, прав, обязанностей сторон и урегулирования спора. В контракте купли-продажи непременным условием является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В этом состоит основное отличие договора купли-продажи от всех других видов договоров, где предметом договора является либо право пользования товаром, либо предоставление услуг. В международной торговой практике существуют самые разнообразные контракты, их содержание зависит от операции, которую собираются совершить контрагенты.

Кроме этого, необходимо постоянно следить за изменениями в действующем законодательстве по внешнеэкономической деятельности. До заключения контракта необходимо выяснить следующие вопросы:

  • разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;
  • облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной, каков размер этих пошлин;
  • подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения, сколько будет стоить получение лицензии;
  • необходимо ли получение специальных разрешений на вывоз (ввоз) товара;
  • требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;
  • какие имеются льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);
  • имеются ли какие-нибудь особенности в порядке осуществления платежей с предпринимателями из страны планируемого экспорта (импорта);
  • какие еще документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу.

При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежными партнерами прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит контрагент, международные договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств (о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения). Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень таможенного обложения, налогов и сборов и, следовательно, на уровень цен. Наличие договоренности о контингентах взимопоставляемых товаров создает предпосылки для получения льгот, а по вопросам платежей предопределяет контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

Заключение кратких контрактов требует от российских предпринимателей четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы контракта. Контракты не должны составляться по трафарету без достаточного учета вида товара, являющегося предметом купли-продажи, они должны учитывать, с каким партнером из какой страны они заключаются, применяемое право. Редко используются ссылки на стандартные условия, общие условия, принятые в международной торговле.

Условия контракта

Все условия контракта можно характеризовать следующим образом:

  • 1) с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя;
  • 2) с точки зрения их универсальности.

С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям относятся

  • наименование сторон - участников сделки;
  • предмет контракта;
  • качество и количество товара;
  • базисные условия поставки;
  • цена;
  • условия платежа;
  • санкции и рекламации (штрафы, претензии);
  • юридические адреса и подписи сторон.

Дополнительные условия:

  • сдача-приемка товара;
  • страховка;
  • отгрузочные документы;
  • гарантии;
  • упаковка и маркировка;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • арбитраж;
  • прочие условия.

Обязательными эти условия называются потому, что если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытков.

Дополнительные условия предполагают, что при нарушении одной из сторон несущественных условий другая сторона не вправе расторгнуть сделку, а может потребовать исполнения контрактных обязательств и взыскать штрафные санкции, если это предусмотрено условиями контракта.

Договаривающиеся стороны сами решают какие из условий будут существенными, а какие не существенными.

К индивидуальным, т.е. присущим только одному конкретному контракту относятся:

  • наименование сторон в преамбуле;
  • предмет контракта;
  • качество товара;
  • количество товара;
  • цена;
  • сроки поставки;
  • юридические адреса и подписи сторон.

К универсальным условиям относятся:

  • сдача-приемка товара;
  • базисные условия поставки;
  • условия платежа;
  • упаковка и маркировка;
  • гарантии;
  • санкции и рекламации;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • арбитраж.

Ниже рассмотрены отдельные пункты контракта купли-продажи с примерными формулировками, приведены рекомендации по исполнению.

Контракт купли-продажи содержит следующие пункты (разделы, статьи):

  • преамбула

    Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова "Контракт" в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указываются фирменные наименования сторон, т. е. те наименования, под которыми они зарегистрированы в своей стране, и местонахождение контрагентов (название страны и города). В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов. Например, "Продавец" и "Покупатель". Сначала определяется, какая из сторон является "Продавцом", а затем какая "Покупателем".

    Например:

    Контракт №_____

    г. Иркутск                  "____" ____________________ _______ г.

    "Настоящий контракт заключен между ____ (полное наименование фирмы Продавца), г._____ (город), именуемый в дальнейшем "Продавец", с одной стороны", и ________ (полное наименование Покупателя), г.______ (город), именуемый в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, о нижеследующем:"

    Иногда в преамбуле дается ссылка на предшествующие документы.

    Например: "во исполнение соглашения № ____ от __________" или "в счет протокола № ___ от ___________.

  • предмет контракта

    После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, сорт и т.д.

    Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.

  • количество товара

    В контракте устанавливается единица измерения количества, порядок его определения, систем мер и весов.

    Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерами веса, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Выбор зависит от характера самого товара и от сложившейся практики в мировой торговле тем или иным товаром. Так, например, в торговле лесоматериалами употребляются меры длины и объема (куб/м), в торговле некоторыми другими товарами (машины, оборудование) единицей измерения количества служат комплекты или агрегатные узлы. Для ряда химических товаров количество устанавливается в пересчете на 100 % основного вещества.

    Количество может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. На массовые сырьевые и продовольственные товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом, обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого экспортером количества товара от количества, обусловленного в контракте. Эта оговорка называется оговоркой "около" и ставится перед цифрой, определяющей количество товара. Также оговорка "около" может быть выражена после цифры, обозначающей количество, словом "больше или меньше на __ % или ставится знак "+__%".

    Оговорка иногда базируется на торговых обычаях. Так, оговорка на лес принята в пределах + 10%, на зерно она составляет + 5%, на кофе + 3%, на каучук - 2,5%, при торговле машинами и оборудованием отклонение в весе допускается и не штрафуется до + 5%.

    Количество машин, оборудования, товаров длительного пользования, предметов потребления и других готовых изделий устанавливается в штуках.

    В контракте следует оговорить, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают вес брутто, полу брутто, брутто за нетто, нетто.

    Масса брутто - масса товаров вместе с внутренней и внешней упаковкой (включая упаковочные материалы), масса нетто - масса товара без всякой упаковки. В тех случаях, когда масса тары составляет не более 1-2% от массы товара и когда цена тары незначительна, то стороны пренебрегают массой тары, и в контракте делается оговорка "масса брутто за нетто".

    Некоторые массовые товары подвержены естественной убыли в период транспортировки, причиной которой является усушка, утруска, утечка и т. д. Стороны в таком случае делают в контракте оговорку, так называемую "франшизу" (размер отклонения) и определяют, кто принимает на себя естественную убыль.

    Продавец при этом несет ответственность только за недостачу товара, происшедшую во время его транспортировки и превышающую установленный в контракте размер естественной убыли, которая составляет обычно 0,5 - 3% в зависимости от товара.

    Иногда твердо фиксированное в контракте количество может сопровождаться оговоркой, что покупателю предоставляется право закупить у продавца дополнительно определенное количество товара на тех же условиях. Это право выражается словами "по опциону" или "по выбору".


  • качество товара

    Определить качество товара в контракте купли-продажи - значит установить качественную характеристику товара, т. е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению, в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.

    Качество можно определить:

    • по стандарту;
    • по техническим условиям;
    • по спецификации;
    • по образцу;
    • по предварительному осмотру;
    • по описанию;
    • по содержанию отдельных веществ в товаре;
    • по выходу готового продукта.

    Кроме этих основных способов определения качества могут использоваться и некоторые другие способы, например показатели размеров отдельных частей товара, окраски, запаха и другие. Качество товара в контракте часто определяется применением двух или нескольких вышеперечисленных способов.

    Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество поставляемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного товара.

  • базовые условия поставки

    Базовые условия поставки решают в контракте такие вопросы, как:

  1. кто предоставляет транспортные средства для поставки товара;
  2. кто оформляет таможенную очистку на вывоз или ввоз товара;
  3. кто обеспечивает получение лицензии;
  4. когда переходит риск случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя;
  5. когда продавец выполняет свои контрактные обязательства по поставке товара.

Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру. Те расходы, которые несет экспортер, включаются в цену товара. Они называются базисными потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50 % цены товара.

Применяемый при обозначении базисных условий термин "свободно" ("франко") означает, что импортер свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного словом "свободно".

Законодательства разных стран по-разному трактуют отдельные торговые термины, регламентируют переход права собственности, риска случайной гибели или случайного повреждения товара. Конкретизацию трактовки и толкования отдельных торговых терминов можно найти в Международных правилах по толкованию торговых терминов - Инкотермс, действующих в настоящее время в редакции 1990 г., составленных и опубликованных Международной торговой палатой. Ссылка на Инкотермс широко применяется в типовых контрактах, подготавливаемых различными организациями. С правовой точки зрения Инкотермс представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер. Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г. Чтобы избежать недоразумений и разногласий между партерами, целесообразно делать такую ссылку в подписываемых контрактах.

  • цена

    Вопрос установления цены на товар во внешнеторговом контракте является чрезвычайно важным, ибо он определяет экономическую эффективность внешнеторговых сделок. В контракте цена устанавливается:

    • за количественную единицу товара - за единицу массы, площади, объема, за штуку, комплект;
    • за счетную единицу - за десяток, сотню, дюжину и т.д.;
    • за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, продукция на основе химических соединений), а также исходя из колебания натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.

    При поставках по одному контракту товаров разного качества и ассортимента, цена устанавливается отдельно за единицу товара каждого вида, сорта, марки. При поставках комплектного оборудования в спецификациях указывается цена на каждое комплектующее изделие.

    Чтобы обмен товарами производился на эквивалентной основе, они должны оцениваться в ценах мирового рынка. На практике мировая цена выступает как цена важнейших продавцов и покупателей либо основных центров международной торговли и устанавливается в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром. На мировом рынке существует множественность цен, т.е. цены на одинаковый товар в одно и то же время могут заметно различаться. На уровень мировых цен воздействуют валюты платежа, условия расчета, характер поставки, место и время продажи и многие другие экономические и неэкономические факторы.

    В международной торговле практикуется несколько способов фиксации в контракте цен. Различают следующие виды цен:

    • твердая,
    • подвижная,
    • скользящая,
    • с последующей фиксацией.

    Установленная в контракте цена за проданный товар не должна быть ниже определенного лимита в составленном и утвержденном руководством документе "Обоснование цены", а при закупке - выше лимита, определенного в документе "Конкурентный лист".

    Большое значение имеют валютные условия контрактов. Неправильный выбор валют, в которых устанавливаются цены (а это предмет договоренности сторон в процессе переговоров) и ведутся расчеты между партнерами, может в конечном итоге превратить выгодный контракт в убыточный. Логика экспортера и импортера при формировании валютных условий контрактов противоположна, но она не должна преследовать цель наживы за счет другой стороны, а выполнять задачу защиты экономических интересов сторон на основе взаимности.

    Следует иметь в виду, что для международной торговли характерна множественность цен. Один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, а также от взаимоотношений между продавцом и покупателем. Цены могут различаться в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Для каждого конкретного рынка характерна своя цена, которая может быть названа рыночной ценой.

    Итак, во внешнеторговых операциях используются разные виды цен:

    • цены базисные;
    • цены биржевые или биржевые котировки;
    • цены закупочные;
    • цены каталога (проспекта);
    • цены монопольные;
    • цены нетто;
    • цены оптовые;
    • цены покупателя;
    • цены продавца;
    • цены производителя;
    • цены розничные;
    • цены скольжения;
    • цены мировые;
    • цены фактических сделок (контрактов);
    • цены трансфертные.
  • платежи

    В этом разделе контракта следует установить:

    • способ платежа,
    • средства платежа,
    • форму платежа.

    Способ платежа определяет, когда производится оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа:

    • платеж наличными,
    • авансовый платеж,
    • платеж в кредит.

  • документы для оплаты

    В контракте устанавливается перечень документов, которые входят в комплект, представляемый экспортером импортеру для получения платежа. Набор документов зависит от товара, базисного условия поставки, сроков платежа. Количество экземпляров каждого документа также оговаривается в контракте. Иногда импортер требует от экспортера сертификат происхождения товара, который выдается торгово-промышленной палатой, и консульскую фактуру за счет импортера.

    Например:

    "В комплект документов на _______ языке для платежа должны входить:

    • 1. Счет-фактура в ___ экземплярах.
    • 2. Сертификат качества или гарантийное письмо продавца.
    • 3. Упаковочный лист или спецификация.
    • 4. Страховой полис (при поставке "СИФ").
    • 5. Отгрузочный документ (дубликат ж. д. накладной, коносамент, грузовая авианакладная, автонакладная, почтовая квитанция)."

    или

    "Платеж с аккредитива производится против представления следующих документов:

    • а) коммерческий счет-фактура в четырех экземплярах;
    • б) полный комплект оригинала чистых бортовых коносаментов, составленных в порту отгрузки по распоряжению Покупателя;
    • в) сертификат качества завода-изготовителя или гарантийное письмо продавца, из которого следует, что качество поставленной партии товара соответствует договорному, в трех экземплярах;
    • г) весовая спецификация в___ экземплярах;
    • д) копия сообщения об отгрузке".

    Или (при платеже авансом)

    "Платеж производится против предоставления следующих документов:

    • 1. Коммерческого счета в ___ экземплярах.
    • 2. Сертификата качества или гарантийного письма Продавца.
    • 3. Упаковочного листа или спецификации.
    • 4. Телеграфного извещения Продавца о готовности товара к отгрузке с указанием количества".

    Или

    "В набор документов в комплекте, против которого осуществляется платеж, входят:

    • 1. Коммерческий счет в ___ экземплярах.
    • 2. Сертификат качества или гарантийное письмо Продавца.
    • 3. Спецификация или упаковочный лист.
    • 4. Телеграфное извещение капитана судна об окончании погрузки товара на борт судна в порту отправления с указанием количества.
    • 5. Сертификат происхождения.
    • 6. Консульский инвойс".

    Содержание основных документов, входящих в комплект, и других основных документов, сопровождающих внешнеторговые операции, см. далее.

    Для некоторых товаров, в основном сельскохозяйственного происхождения, в комплект документов могут входит санитарный, ветеринарный, карантинный сертификаты и др.

  • срок и дата поставки

    В контрактах указываются временные периоды, в течение которых (к которым) товары должны быть доставлены экспортерами в установленные географические пункты и передано в распоряжение импортерам.

    Например:

    "Срок поставки (дни, квартал, год)______ г. ___ (условие поставки) ___.

    Для периодических поставок срок можно обозначить словами "ежемесячно", "ежеквартально", "равномерно".

    При определенных условиях допускается указание в контрактах сроков поставки без фиксации календарных дат и периодов. Немедленная поставка осуществляется при продаже товаров с выставок и ярмарок и при торговле между соседними странами. "Немедленно" обозначает обязательство экспортера поставить товар в течение срока, необходимого для выполнения формальностей и транспортировки.

    Срок поставки может быть сформулирован "как можно быстрее". При каком условии экспортер обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший сроку.

    Могут быть и такие сроки, как "по мере готовности", "по открытии навигации", "по мере накопления партии не менее ____ куб. м ". В долгосрочных контрактах могут быть подробно расписаны количества товаров по срокам поставки.

    При установлении сроков поставки в контракт целесообразно вносить специальные оговорки: "Досрочная поставка допускается только при письменном согласии Покупателя", или "Досрочная поставка не разрешается", "Разрешается частичная поставка" и т.д.

    Многие считают обязательным включение в текст контракта четкой формулировки даты поставки товара, т. е. даты передачи товара в распоряжение импортера.

    Например:

    "Датой поставки считается дата штемпеля на железнодорожной накладной пограничной станции, на которой товар передается железной дорогой Продавца железной дороге, принимающей товар".

    Или:

    "Датой поставки считается дата выписки коносамента, дата авианакладной, дата автонакладной".

    "Датой поставки считается дата расписки транспортно-экспедиторской фирмы в приеме груза для дальнейшей отправки по назначению".

    "Датой поставки считается дата складского свидетельства в случае, если покупатель не своевременно предоставил тоннаж и продавец воспользуется своим правом передать товар на хранение на склад за счет покупателя".

    В международной торговле может быть заключен контракт на срок поставки, при нарушении срока поставки такой контракт аннулируется автоматически или покупатель вправе немедленно отказаться от него. В такого рода контрактах условие о сроке поставки является настолько существенным для покупателя, что при его несоблюдении, как правило, полностью утрачивается интерес к исполнению. Например, контракт на поставку елок к Новому году, ядохимикатов к началу сельскохозяйственных работ.

  • упаковка

    Упаковка должна обеспечить при условии надлежащего обращения с грузом полную сохранность товара, предотвратить его от повреждений при транспортировке всеми видами транспорта с учетом перевалок, а также предохранять товар от атмосферных влияний.

    В западноевропейских странах приняты единые нормы по упаковке товаров. Международная организация по стандартизации (ISO) разработала инструкции, которыми следует руководствоваться при экспортной упаковке товаров.

    Род упаковки зависит от ее назначения, от особенностей товара. Различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. Качество той и другой упаковки устанавливается перечислением требований, которым они должны удовлетворять. При наличии установленных стандартов или технических условий на упаковку и качество может определяться ссылкой на соответствующие стандарты и технические условия. Требования к упаковке можно условно разделить на общие и специальные.

    Общие должны обеспечить физическую сохранность грузов при их транспортировке, специальные выдвигаются импортерами. Способ оплаты упаковки вносится в контракт: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара, определение цены упаковки отдельно. Тара может быть также возвратной. При этом устанавливается порядок возврата упаковки.

    Правильная и рациональная упаковка может быть достигнута лишь тогда, когда имеется точное представление о требованиях, предъявляемых к упаковке товара, в процессе транспортировки от завода-изготовителя до покупателя. Необходимо детальное знание свойств товара, например, таких, как физическое состояние, наружный вид, цвет, вес, затариваемое количество, поведение по отношению к физическим и химическим воздействиям и т.п.

    Требования к упаковке, возникающие в связи с транспортировкой:

    • необходимо учитывать способ транспортировки,
    • расстояние и продолжительность,
    • возможность перегрузки в пути,
    • температурный режим и влажность во время перевозки (условия погоды),
    • способ оплаты транспортировки,
    • совместимость с другими грузами и др.

    При морской перевозке, необходимо учитывать давление на груз других грузов, а также боковое давление под влиянием крена судна, глубину трюмов и их размеры, размеры грузовых люков, возможность проникновения посторонних запахов и загрязняющих веществ.

    При железнодорожных перевозках учитывается возможность частных перевалок, толчков в пути в результате торможения и при маневрировании, размеры мостов, тоннелей, а также габариты, вес и внешнюю форму грузового места, восприимчивость к сырости.

    При авиационных перевозках, тара должна быть прежде всего максимально облегченной. Для легко воспламеняющихся грузов она должна быть огнестойкой и плотно закрытой.

    При автомобильных перевозках характер упаковки зависит от вида товара, грузоподъемности автомашины, состояния дороги и других условий.

    Таможенный режим предъявляет к упаковке свои требования, содержащиеся в таможенном тарифе, что имеет особое значение при взимании специфических таможенных пошлин с веса брутто товара. Упаковка в этом случае должна быть по возможности более легкой, особенно для таких товаров, у которых вес тары велик по отношению к весу самого товара. Следует заметить, что упаковка, представляющая самостоятельную ценность или сделанная из ценных материалов, облагается особой пошлиной дополнительно к обложению товара и это необходимо заранее учитывать при подготовке товара к отгрузке.

    Во многих странах законодательство запрещает ввоз товаров в определенной упаковке, а в некоторых странах введены импортные пошлины на отдельные виды упаковочных материалов (например, стеклянную посуду, металлические листы).

  • маркировка

    Маркировка грузов является важнейшим элементом в технологии внешнеторговых операций. Маркировка выполняет следующие функции:

    • по существу представляет товаросопроводительную информацию - содержит номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места, число мест в партии или трансе и др.
    • является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом ("не кантовать", "беречь от огня", "беречь от влаги" и т. д.).

    Эти функции определяют обязательные реквизиты маркировки, которые должны быть нанесены экспортерами на русском и/или иностранном языке на двух сторонах грузового места или прочно прикрепляется на видном месте бирка с маркировкой. Номер транса присваивается иногда по просьбе покупателя каждой товарной партии при импорте в Россию, когда поставляется импортный товар различным потребителям или когда импортируется товар в больших объемах.

    Например:

    "Продавец за свой счет на каждое место партии товара с двух сторон должен нанести по трафарету несмываемой краской на _______ языке следующую маркировку: наименование отправителя; наименование товара; номер контракта; наименование получателя; вес брутто и нетто места; номер места и число мест в партии.

    А также в случае необходимости специальную маркировку, инструктирующую перевозчика об обращении с грузом".

    В тех случаях, когда маркировка явно не оговорена в контракте, она должна включать:

    • наименование продавца;
    • наименование покупателя;
    • номер контракта;
    • место назначения;
    • номер упаковочной единицы и их общее количество;
    • габариты упаковочной единицы;
    • вес упаковочной единицы брутто;
    • вес упаковочной единицы нетто;
    • указание по транспортировку и погрузке-разгрузке ("верх", "низ", "осторожно", "не кантовать", "беречь от огня" и т. п.);
    • указания во избежание инцидентов при транспортировке опасных товаров;
    • страну изготовления товара.

    При торговле машинами и оборудованием к упаковке могут быть предъявлены дополнительные требования. В контракте указываются размеры упаковки при купле-продаже крупногабаритных товаров. Они должны упаковываться с учетом габаритов подвижного состава железной дороги и автомобиля, и упаковка должна быть приспособлена к перегрузке кранами и/или погрузчиками. Могут быть определены предельные размеры негабаритных товарных мест и порядок согласования с покупателем их размеров.

  • порядок отгрузки

    В этом пункте контракта устанавливается порядок извещения экспортера о готовности товара к отгрузке и о произведенной отгрузке, определяется срок и способ такого уведомления (например, по телеграфу или факсу). Если в контракте установлено, что местом поставки будет склад экспортера, то последний должен уведомить о готовности товара тогда, когда он будет подготовлен к сдаче.

    При принятии экспортером на себя обеспечения перевозки он обязан немедленно после отгрузки или в течение срока, установленного в договоре, послать импортеру по телеграфу/факсу извещение об отгрузке.

    Например:

    "Продавец извещает за свой счет по телеграфу (факсу) покупателя не позднее, чем за _______ дней до наступления срока поставки о готовности товара к отгрузке, а также в течение ____ рабочих дней после отгрузки, приведя следующие данные: дату отгрузки, наименование товара, количество мест, вес брутто и нетто, номер контракта, наименование судна и номер коносамента при морских отгрузках; номер рейса и авианакладной при авиаотгрузках; номер автотранспортного средства и номер товаротранспортной накладной при автомобильных перевозках; номер железнодорожной накладной при железнодорожных отгрузках; номер почтовой квитанции при почтовых отправлениях. Извещение об отгрузке должно быть подтверждено письмом."

    В этом пункте часто дается перечень отгрузочных документов, которые экспортер обязан предоставить импортеру в установленные сроки.

    Эту статью в контракте можно объединить со статьей "Транспортные условия".

  • транспортные условия

    В процессе выполнения контрактных обязательств по поставке товаров стороны вступают в договорные отношения как с транспортными организациями в своих странах, так и за рубежом. При планировании отправки груза и выборе вида транспорта следует тщательно анализировать следующие факторы: вид груза, расстояние и маршрут перевозки, фактор времени, стоимость перевозки. Прежде всего, речь идет о перевозке грузов от производителей до выходных пунктов в своей стране. Здесь используется, главным образом, железнодорожный, автомобильный, речной транспорт. А дальше включается международный транспорт, где главную роль играют: морские перевозки ввиду их экономичности по сравнению с другими видами транспорта, а также автомобильный.

    Существуют различные классификации морских судов в зависимости от видов перевозимых грузов, регулярности рейсов, форм договоров перевозки. Наибольший интерес представляет разделение морских перевозок на трамповое и линейное судоходство. Такие перевозки оформляются разными документами.

    Трамповыми называют суда, которые совершают нерегулярные рейсы без четкого расписания и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей имеется спрос на тоннаж. Трамповые суда перевозят в основном массовые грузы: лес, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, перевозимые насыпью, навалом или наливом. Однако, большинство трамповых судов универсальны и могут в случае необходимости перевозить так называемые генеральные грузы - упакованные и не