HotLog
 
Главная >> Статьи

Научный трактат о заготовках древесины

     Ученые ФГУП "Государственный научный центр лесопромышленного комплекса" проанализировали экономику заготовительного процесса и обнародовали результат: дефицитным для перерабатывающих предприятий сырье стало по причине сезонности рубок со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

     Лесопиление - основа обрабатывающей промышленности. Иметь дешевое сырье единственный шанс на успешное развитие глубокой переработки, ведь в себестоимости производства любой продукции из древесины расходы на сырье самая большая статья расходов.  Понятие "уникальность" лесных грунтов в нашей стране употребляется не случайно, так как таких неблагоприятных условий для рубок леса нет ни в какой другой стране - отмечает доктор технических наук заместитель директора “Центра” Валерий Суханов. В других странах преобладают скальные грунты, а слабые как в России, составляют лишь 20 процентов площадей под рубки. Лишь семь процентов территории страны позволяет работать в лесу вне зависимости от погодных условий. Особо неблагоприятные для заготовки древесины территории составляют 57 процентов лесного фонда, потому сезонность заготовки сырья - характерная особенность для нашей страны. Около 70 процентов древесины заготавливается в течение пяти зимних месяцев, остальные 30 - за оставшиеся семь месяцев в году. Лесные дороги строит зима. Глобальное потепление климата и не стабильность зимних периодов требуют от лесопромышленного комплекса иных подходов к процессу лесозаготовок. Сегодня не создано машин, способных без проблем работать на переувлажненных почвах с низкой несущей способностью. В отсутствии такой почвы в других странах говорит о том, что надежды на поставки необходимой для лесного комплекса зарубежной техники, способной преодолевать препятствия в условиях заболачивания, не велики, а если такие машины и появятся, то не скоро. Помимо экономической, проблема имеет экологическую составляющую, поскольку лесные грунты при движении трелевочников подвергаются эрозии, а значит, условия восстановление лесов после рубки ухудшается. Устранение зависимости заготовительных работ от природы и разработка ресурсосберегающих технологий для использования на лесосеках с переувлажненными грунтами - первоочередная задача, как с экономической, так и с экологической точки зрения. Ученые “Центра” проанализировали и возможные последствия решения вопроса. Производители техники стали увеличивать клиренс машин, применять колеса огромного диаметра и широкопрофильные шины, и даже встраивать под заднюю раму третью пару колес. Однако эти меры не дают эффекта. Повышение проходимости машин сопровождается значительным разрушением лесного грунта. Техника с широкими гусеницами или на воздушной подушке вообще не может применяться на лесосеках из-за наличия пней деревьев.

     Беспокоит руководителей предприятий и проблема недостатка лесных дорог. Прежде не считалось бедой отсутствие дорог с твердым покрытием - их строила зима, но сегодня, когда от заготовителей требуются высокая производительность труда и максимальная загрузка дорогостоящей техники, игнорировать такой факт невозможно. Проблема строительства лесных дорог - экономическая, потому под силу лишь крупным компаниям. Ситуация потребовала ускорения решения задачи с глобальным потеплением тем более что лесная отрасль пострадала от реформ больше, чем какая либо другая. В составе арендаторов лесного фонда огромную часть составляют частные предприятия и физические лица. Предприятия с объемом заготовок до 10 тысяч кубометров в год составляют 76 процентов численности лесопользователей, а леспромхозы с объемом заготовок более 50 тысяч кубометров составляют лишь семь процентов их общего количества. Таким образом, реструктуризация заготовительной промышленности задача номер один для лесного комплекса - подчеркивает Валерий Суханов. 

     Отсутствие дорог с твердым покрытием заставляет заготовительные компании  создавать межсезонные запасы древесины на лесосеках, а при таком режиме работы они должны иметь в два раза больше заготовительных машин и транспортной техники, а значит, и больше кредитных ресурсов. В процессе длительного хранения качество древесины снижается. Выход продукции первого сорта уменьшается с четырех до 1,3 процента, второго сорта - с 64 до 42 процентов, а третьего - с 25 до 15 процентов. Компании применяют меры для снижения качества древесины путем применения дождевых установок, "консервации" под снежным покровом, укрытием слоем опилок или щепы, однако упущенная выгода, связанная с сезонностью заготовок, остается огромной. В итоге заготовительная отрасль не справляется со стабильными поставками сырья и ставит под угрозу дальнейшее развитие переработки.

     Потребность в лесных дорогах увеличивается, а новые правила заготовки древесины сократили размеры лесосек. Статистика такова: теперь с одного километра лесной дороги заготовители могут “взять” в три раза меньше древесины, чем при правилах, действовавших до 1994 года. Ужесточение правил заготовки было введено в период, когда в стране резко сократились объемы добычи сырья, а расчетная лесосека осваивалась примерно на 20 процентов. Другими словами, реформа была проведена без экономических обоснований - уверен Валерий Суханов. Тем не менее, негативные последствия изменения правил заготовки будут сказываться на работе компаний еще очень долго. Потребность в лесовозных дорогах можно уменьшить без затрат, если вернуться к правилам заготовки 1994 года. Можно пойти и другим путем: разработать механизм финансирования строительства лесных дорог в условиях высокой стоимости банковских кредитов и финансовой несостоятельности заготовительных компаний. Тем более что речь идет о решении экономических и социальных проблем сотен лесных поселков и улучшении условий жизни сотен тысяч людей.  

     Таким образом, подчеркивает Валерий Суханов, в самые короткие сроки необходимо ввести научно обоснованные правила заготовки древесины, включить государственную поддержку строительства лесных дорог, развивать строительство специализированной лесной техники, реструктуризировать заготовительную отрасль и ускорить реализацию лесных проектов на основе частно-государственного партнерства.

     Андрей СМИРНОВ.