HotLog
 
Главная >> Статьи

Острые аспекты широты административного усмотрения

        Предприниматели Хабаровского края нуждаются в региональном законе о развитии и поддержке малого бизнеса.

     По итогам их опроса можно сделать вывод – процесс поддержки предпринимательства оценивается не однозначно и причиной тому наличие административных барьеров при взаимодействии с органами власти. Понятие же таких барьеров законодатели определить забыли.

     Дальневосточный союз промышленников и предпринимателей на основании методики проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов попросил эксперта департамента Минэкономразвития РФ по вопросам развития конкуренции Нину Поличка провести экспертизу правоотношений между органами государственной власти и предпринимателями в сфере оказания услуги по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого бизнеса.

     Сейчас оказание финансовой поддержки предпринимателям закреплено только в краевой целевой программе на период 2010-2012 годы. Значит ли это, что после 2012 года поддержка прекратиться? Решением такой проблемы и может стать краевой закон, который бы закрепил формы поддержки предпринимательства. Федеральный закон обозначил структуру административных регламентов, которая включила в себя стандарты предоставления государственной услуги, последовательность, сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля над исполнением регламента, порядок обжалования решений органов власти и должностных лиц, предоставляющих услуги финансовой поддержки. Однако подобных регламентов по оказанию услуги в Хабаровском крае не принято, а значит, можно говорить о наличии законодательного пробела и возможности регламентировать процесс финансовой поддержки на усмотрение органа власти - отмечает Нина Поличка. Правда, предусмотрено положение, в котором определен перечень документов, предоставляемых заявителем для получения государственных услуг. Общим является то, что для получения видов финансовой поддержки предприниматели должны подать заявку, но отсутствие четкой формы заявки позволяет говорить о наличии фактора, влияющего на качество правого регулирования, включая широту административного усмотрения. Относительно остального списка документов отмечу, что для его подготовки необходимо обратиться в другие органы власти. Только на их перечисление уходит масса времени. Подобные обращения влекут за собой как увеличение сроков сбора документов, так и расходы заявителя. Следует добавить, что у министерств и ведомств оснований для отказа в их предоставлении нет. Распространена форма поддержки в виде микрозаймов. Но насколько микрозайм является формой финансовой поддержки, соответствующей требованиям, предъявляемым к финансовой поддержке и закрепленным в федеральном законе? Микрозайм - это возвратная форма финансовой помощи, а значит, функция банков. "Извлечение" финансовых ресурсов из программы поддержки предпринимательства на микрозаймы приводит к сокращению ресурсов на другие формы поддержки. Целесообразным было бы субсидирование разницы процентной ставки между кредитами, предоставляемыми банками, и тем размером процентной ставки, под которую выдаются микрозаймы. Такое перераспределение финансовых ресурсов позволило бы оказать финансовую поддержку большему количеству субъектов малого бизнеса.

     Другой спорный момент - требование к предоставлению бизнес-плана. Заметим, что в российском законодательстве нет нормативного правового акта, который бы устанавливал понятие бизнес-план. Существует положение о грантах начинающим предпринимателям и там закреплена норма необходимости прохождения курса "Начинающий предприниматель". Но кто такие курсы проводит? Они платные или бесплатные? Если платные курсы и проводит их определенная компания, то можно говорить о нарушении норм антимонопольного законодательства в части защиты конкуренции.

     Процесс подачи заявки требует от заявителя знаний не только о пакете документов, но и о месте их сдачи и времени приема органов власти. Существует контактная информация об органе, осуществляющем прием документов, но отсутствуют сведения о часах приема заявки, что говорит о факторе, влияющем на качество правового регулирования, другими словами наличии информационной закрытости органов власти для граждан и организаций. Этап проверки заявки на предоставление финансовой помощи направлен не на проверку достоверности, комплектности и правильности заполнения документов, а на оценку платежеспособности и эффективности деятельности заявителя, что определяется формой финансовой поддержки банков в виде микрозаймов. Таким образом, и здесь можно говорить о наличии пробелов в законе. Решение о предоставлении поддержки принимает комиссия. При этом не описана процедура принятия этого решения. Сомнение вызывает утверждённый состав комиссии, которая включает пять человек. Четверо из них чиновники министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, а пятый - генеральный директор Фонда поддержки малого предпринимательства, назначенный этим же министерством. Процедуры получения поддержки не определены ни в одном документе. Говорится лишь о заключении договоров, что позволяет говорить о наличии широты административного усмотрения по критерию "отсутствие порядка проведения процедур". Процедуры обжалования решений комиссии при отказе в предоставлении субсидии, не определены. В ходе правовой экспертизы правоотношений между органами власти и предпринимателями обнаружено несколько аспектов, влияющих на качество правового регулирования: широта административного усмотрения, информационная закрытость органов власти, правовая коллизия в законодательстве и нарушение баланса интересов сторон.      

     Таким образом, принятие в Хабаровском крае закона о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства острая необходимость. Важно включение услуги по предоставлению финансовой поддержки в реестр государственных услуг, а так же разработка административных регламентов оказания услуги по предоставлению финансовой поддержки предпринимательству в соответствии с федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Экспертиза принимаемых в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса правовых актов необходима, но, к сожалению, пока такая процедура в регионах большая редкость – подчеркнула Нина Поличка.

     Андрей СМИРНОВ.