Минсельхоз разработал проект
"Порядка проведения государственной инвентаризации лесов".
Минсельхозом
разработан и размещен на официальном сайте для обеспечения возможности
проведения независимой экспертизы проект приказа "Об утверждении Порядка
проведения государственной инвентаризации лесов". В соответствии с этим
"Порядком ...", ГИЛ будет представлять собой некий гибрид между
классическим государственным учетом лесного фонда с элементами лесоустройства и
контроля за лесопользованием, и ежегодно обновляемой инвентаризацией лесов,
проводимой статистическими методами.
"Порядок
..." не дает однозначного ответа на вопрос о том, что является предметом
государственной инвентаризации лесов. В документе говорится о том, что
Рослесхоз проводит ГИЛ в отношении лесов на землях лесного фонда и в отношении
лесов на землях других категорий, но остается неизвестным, как будет
проводиться граница "леса" (объекта ГИЛ) вне земель лесного фонда.
Например, совершенно не ясно, будут ли леса на землях сельскохозяйственного
назначения рассматриваться как объект ГИЛ, или нет.
"Порядок
..." предусматривает использование многочисленных разнообразных источников
информации, значительная часть из которых не имеет прямого отношения к
собственно инвентаризации лесов. Фактически в состав работ по государственной
инвентаризации лесов включен надзор за лесопользованием. В этом, возможно, и не
было бы ничего плохого, если бы не прогнозируемая нехватка средств на
проведение ГИЛ. Очевидно, что в условиях дефицита финансирования сил и средств
и на оценку состояния лесов статистическими методами, и на надзор за
использованием лесов не хватит, и в реальности будет делаться что-то одно -
легко догадаться, что именно. В итоге государство так и не получит качественной
и статистически достоверной информации о состоянии лесов в целом.
"Порядок
..." не является документом прямого действия - он не определяет, как
именно должна проводиться государственная инвентаризация лесов, какие работы и
в каких объемах должны проводиться. Для реализации этого "Порядка
..." потребуются дополнительные методики и правила. "Порядок
...", таким образом, представляет собой сугубо формальный документ,
представляющий собой бюрократическую связку между Лесным кодексом и внутренними
правилами и методиками Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии
с проектом приказа, результаты ГИЛ по России должны будут представляться
Рослесхозом в Минсельхоз к первому мая каждого года. Таким образом, первые
результаты проведения ГИЛ в соответствии с данным приказом (если он будет
зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу) должны будут появиться не раньше,
чем в мае 2011 года. К этому времени, скорее всего, в российском хозяйстве
произойдут очередные большие изменения - и в законодательстве, и в системе
органов управления лесами, и в составе руководителей, так что провал ГИЛ будет
на что "списать".
Ниже приводится
текст проекта приказа и самого Порядка проведения ГИЛ.
Проект приказа
"Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации
лесов" (опубликован 30 июня 2010 г.)
В соответствии
с пунктом 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251;
№ 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261; № 29,
ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52, ст. 6441), а также пунктом 5.2.25.20
постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450
"О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, № 25, ст. 2983; № 32, ст. 3791; №
42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 1, ст. 150; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; №
9, ст. 1119, ст. 1121; № 27, ст. 3364; № 33, ст. 4088; 2010, № 5, ст. 538),
приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый Порядок проведения государственной инвентаризации лесов.
2. Поручить
Федеральному агентству лесного хозяйства:
обеспечить
ежегодное представление в Минсельхоз России отчетов об обобщенных результатах
государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации – до 1
апреля, по Российской Федерации – до 1 мая года, следующего за отчетным.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра
О.Н.Алдошина.
Министр Е. Скрынник
Порядок
проведения государственной инвентаризации лесов
1. Настоящий Порядок проведения государственной инвентаризации лесов Российской
Федерации (далее – Порядок) разработан в соответствии со статьей 90 Лесного
кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, №
20, ст. 2251; №30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11,
ст. 1261; № 29, ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52, ст. 6441).
2. Определяет порядок мероприятий по проверке состояния лесов, их
количественных и качественных характеристик, выполнение которых обеспечивает
достижение целей государственной инвентаризации лесов, а также устанавливает
требования к оформлению и представлению результатов государственной
инвентаризации лесов.
3. Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством
лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и
землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием
методов статистической выборки.
4. Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях
обороны и безопасности, осуществляется по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.
5. Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство
лесного хозяйства запрашивает необходимую информацию у федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и исполнительных органов местного самоуправления.
6. Целями государственной инвентаризации лесов являются:
а) своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих
негативное воздействие на леса;
б) оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
в) информационное обеспечение управления в области использования, охраны,
защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного
контроля и надзора.
7. Для достижения целей, указанных в подпунктах а) и в) пункта 6 настоящего
Порядка, проводятся следующие основные мероприятия по государственной
инвентаризации лесов:
а) получение и анализ исходных данных на объект работ – лесничество (лесной
план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества,
проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, об
охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, договоры
аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, данные государственного
лесного реестра, данные статистической отчетности);
б) подготовка (формирование) на объект работ цифровой картографической основы
по материалам аэрокосмических изображений с пространственным разрешением не
хуже 5 м и лесоустройства (совмещение с космическими снимками квартальной сети,
границ особо защитных участков лесов и категорий защитных лесов);
в) нанесение границ отводов лесных участков на материалы космической съемки по
данным лесных деклараций по видам использования лесов;
г) контурное и аналитическое дешифрирование по материалам космической съемки
мест использования лесов;
д) составление ведомости учета выявленных нарушений при использовании лесов;
е) анализ и обобщение результатов, подготовка отчета.
8. Для достижения целей, указанных в подпунктах б) и в) пункта 6 настоящего
Порядка, проводятся следующие основные мероприятия по государственной
инвентаризации лесов:
а) получение и анализ исходных данных на объект работ – лесничество (лесной
план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества,
проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, об
охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, договоры
аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, данные
государственного лесного реестра, данные статистической отчетности);
б) планирование конкретных лесных участков (лесотаксационных выделов) для
натурного обследования методом случайной выборки;
в) натурные обследования лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых
были выполнены мероприятия по охране, защите, воспроизводству и использованию
лесов в году, предшествующем году выполнения работ, и оценка эффективности
выполненных мероприятий;
г) анализ и обобщение результатов, подготовка отчета.
9. Для достижения целей, указанных в подпункте в) пункта 6 настоящего Порядка,
проводятся следующие основные мероприятия по государственной инвентаризации
лесов:
а) создание цифровой основы объектов работ – лесничеств на базе топографических
карт и материалов лесоустройства;
б) подготовка базовых карт страт методом генерализации цифровой основы объектов
работ в соответствии с выбранной схемой стратификации;
в) актуализация базовых карт страт на хозяйственную деятельность и воздействия
антропогенных и природных факторов на основе дешифрирования данных
дистанционного зондирования Земли (аэрокосмических изображений с
пространственным разрешением не хуже 5 м). Изготовление актуализированных карт
страт, вычисление площадей страт;
г) статистическое размещение, определение местоположения (координат) пробных
площадей государственной инвентаризации лесов;
д) закладка пробных площадей и проведение на них исследований и измерений
породного состава, возраста, диаметров и высот, запаса и прироста насаждений,
состояния деревьев, напочвенного покрова, подлеска и подроста, наличия сухостоя
и захламленности, степени разложения валежа и пней, наличия и степени
повреждения отдельных деревьев, кустарников, напочвенного покрова болезнями,
вредителями леса, пожарами и другими негативными воздействиями при выполнении
работ в труднодоступных объектах допускается рациональное сочетание наземных
пробных площадей и фотопроб;
е) определение количественных и качественных характеристик лесов в результате
комплексной обработки данных стратификации и пробных площадей;
ж) анализ и обобщение результатов, подготовка отчета.
10. Каждая пробная площадь должна иметь уникальный номер из девяти цифр, в
котором первая и вторая цифры обозначают код лесного района в соответствии с
Перечнем лесных районов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 04 февраля
2009 г. № 37, согласно их очередности, третья и четвертая – код субъекта
Российской Федерации в соответствии с государственным лесным реестром, пятая и
шестая – код лесничества в соответствии с государственным лесным реестром,
седьмая, восьмая и девятая – номер пробной площади, присвоенный по порядку в
пределах лесничества.
11. Периодичность повторных наблюдений на пробных площадях составляет 10-15
лет.
12. На основании информации, полученной по результатам исследований и измерений
по государственной инвентаризации лесов и изготавливаемой на бумажном и
электронном носителе, формируется банк данных государственной инвентаризации
лесов.
Учет, архивация, систематизация, хранение, использование и предоставление
информации, входящей в банк данных государственной инвентаризации лесов,
возлагается на Федеральное агентство лесного хозяйства и осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации".
13. Объекты и объемы работ, по государственной инвентаризации лесов,
технические требования к их выполнению, составляемая по итогам работ
документация устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства при
заключении государственного контракта на выполнении работ по государственной
инвентаризации лесов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля
2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
14. Отчеты по государственной инвентаризации лесов составляются по:
а) субъекту Российской Федерации (по лесничествам);
б) Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации).
15. Отчет по государственной инвентаризации лесов по субъекту Российской
Федерации направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные
полномочия Российской Федерации и другие органы, в соответствии со статьей
81–83 Лесного кодекса Российской Федерации.
16. Отчет по государственной инвентаризации лесов по Российской Федерации
направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство
природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральную службу по
ветеринарному и фитосанитарному надзору.
07-07-10
RWT.ru
Минсельхозом
разработан и размещен на официальном сайте для обеспечения возможности
проведения независимой экспертизы проект приказа "Об утверждении Порядка
проведения государственной инвентаризации лесов". В соответствии с этим
"Порядком ...", ГИЛ будет представлять собой некий гибрид между
классическим государственным учетом лесного фонда с элементами лесоустройства и
контроля за лесопользованием, и ежегодно обновляемой инвентаризацией лесов,
проводимой статистическими методами.
"Порядок
..." не дает однозначного ответа на вопрос о том, что является предметом
государственной инвентаризации лесов. В документе говорится о том, что
Рослесхоз проводит ГИЛ в отношении лесов на землях лесного фонда и в отношении
лесов на землях других категорий, но остается неизвестным, как будет
проводиться граница "леса" (объекта ГИЛ) вне земель лесного фонда.
Например, совершенно не ясно, будут ли леса на землях сельскохозяйственного
назначения рассматриваться как объект ГИЛ, или нет.
"Порядок
..." предусматривает использование многочисленных разнообразных источников
информации, значительная часть из которых не имеет прямого отношения к
собственно инвентаризации лесов. Фактически в состав работ по государственной
инвентаризации лесов включен надзор за лесопользованием. В этом, возможно, и не
было бы ничего плохого, если бы не прогнозируемая нехватка средств на
проведение ГИЛ. Очевидно, что в условиях дефицита финансирования сил и средств
и на оценку состояния лесов статистическими методами, и на надзор за
использованием лесов не хватит, и в реальности будет делаться что-то одно -
легко догадаться, что именно. В итоге государство так и не получит качественной
и статистически достоверной информации о состоянии лесов в целом.
"Порядок
..." не является документом прямого действия - он не определяет, как
именно должна проводиться государственная инвентаризация лесов, какие работы и
в каких объемах должны проводиться. Для реализации этого "Порядка
..." потребуются дополнительные методики и правила. "Порядок
...", таким образом, представляет собой сугубо формальный документ,
представляющий собой бюрократическую связку между Лесным кодексом и внутренними
правилами и методиками Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии
с проектом приказа, результаты ГИЛ по России должны будут представляться
Рослесхозом в Минсельхоз к первому мая каждого года. Таким образом, первые
результаты проведения ГИЛ в соответствии с данным приказом (если он будет
зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу) должны будут появиться не раньше,
чем в мае 2011 года. К этому времени, скорее всего, в российском хозяйстве
произойдут очередные большие изменения - и в законодательстве, и в системе
органов управления лесами, и в составе руководителей, так что провал ГИЛ будет
на что "списать".
Ниже приводится
текст проекта приказа и самого Порядка проведения ГИЛ.
Проект приказа
"Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации
лесов" (опубликован 30 июня 2010 г.)
В соответствии
с пунктом 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251;
№ 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261; № 29,
ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52, ст. 6441), а также пунктом 5.2.25.20
постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450
"О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, № 25, ст. 2983; № 32, ст. 3791; №
42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 1, ст. 150; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; №
9, ст. 1119, ст. 1121; № 27, ст. 3364; № 33, ст. 4088; 2010, № 5, ст. 538),
приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый Порядок проведения государственной инвентаризации лесов.
2. Поручить
Федеральному агентству лесного хозяйства:
обеспечить
ежегодное представление в Минсельхоз России отчетов об обобщенных результатах
государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации – до 1
апреля, по Российской Федерации – до 1 мая года, следующего за отчетным.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра
О.Н.Алдошина.
Министр Е. Скрынник
Порядок
проведения государственной инвентаризации лесов
1. Настоящий Порядок проведения государственной инвентаризации лесов Российской
Федерации (далее – Порядок) разработан в соответствии со статьей 90 Лесного
кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, №
20, ст. 2251; №30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11,
ст. 1261; № 29, ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52, ст. 6441).
2. Определяет порядок мероприятий по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выполнение которых обеспечивает достижение целей государственной инвентаризации лесов, а также устанавливает требования к оформлению и представлению результатов государственной инвентаризации лесов.
3. Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством
лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и
землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием
методов статистической выборки.
4. Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях
обороны и безопасности, осуществляется по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.
5. Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления
6. Целями государственной инвентаризации лесов являются:
а) своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих
негативное воздействие на леса;
б) оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
в) информационное обеспечение управления в области использования, охраны,
защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного
контроля и надзора.
7. Для достижения целей, указанных в подпунктах а) и в) пункта 6 настоящего
Порядка, проводятся следующие основные мероприятия по государственной
инвентаризации лесов:
а) получение и анализ исходных данных на объект работ – лесничество (лесной
план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества,
проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, об
охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, договоры
аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, данные государственного
лесного реестра, данные статистической отчетности);
б) подготовка (формирование) на объект работ цифровой картографической основы
по материалам аэрокосмических изображений с пространственным разрешением не
хуже 5 м и лесоустройства (совмещение с космическими снимками квартальной сети,
границ особо защитных участков лесов и категорий защитных лесов);
в) нанесение границ отводов лесных участков на материалы космической съемки по
данным лесных деклараций по видам использования лесов;
г) контурное и аналитическое дешифрирование по материалам космической съемки
мест использования лесов;
д) составление ведомости учета выявленных нарушений при использовании лесов;
е) анализ и обобщение результатов, подготовка отчета.
8. Для достижения целей, указанных в подпунктах б) и в) пункта 6 настоящего
Порядка, проводятся следующие основные мероприятия по государственной
инвентаризации лесов:
а) получение и анализ исходных данных на объект работ – лесничество (лесной
план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества,
проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, об
охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, договоры
аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, данные
государственного лесного реестра, данные статистической отчетности);
б) планирование конкретных лесных участков (лесотаксационных выделов) для
натурного обследования методом случайной выборки;
в) натурные обследования лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых
были выполнены мероприятия по охране, защите, воспроизводству и использованию
лесов в году, предшествующем году выполнения работ, и оценка эффективности
выполненных мероприятий;
г) анализ и обобщение результатов, подготовка отчета.
9. Для достижения целей, указанных в подпункте в) пункта 6 настоящего Порядка,
проводятся следующие основные мероприятия по государственной инвентаризации
лесов:
а) создание цифровой основы объектов работ – лесничеств на базе топографических
карт и материалов лесоустройства;
б) подготовка базовых карт страт методом генерализации цифровой основы объектов
работ в соответствии с выбранной схемой стратификации;
в) актуализация базовых карт страт на хозяйственную деятельность и воздействия
антропогенных и природных факторов на основе дешифрирования данных
дистанционного зондирования Земли (аэрокосмических изображений с
пространственным разрешением не хуже 5 м). Изготовление актуализированных карт
страт, вычисление площадей страт;
г) статистическое размещение, определение местоположения (координат) пробных
площадей государственной инвентаризации лесов;
д) закладка пробных площадей и проведение на них исследований и измерений
породного состава, возраста, диаметров и высот, запаса и прироста насаждений,
состояния деревьев, напочвенного покрова, подлеска и подроста, наличия сухостоя
и захламленности, степени разложения валежа и пней, наличия и степени
повреждения отдельных деревьев, кустарников, напочвенного покрова болезнями,
вредителями леса, пожарами и другими негативными воздействиями при выполнении
работ в труднодоступных объектах допускается рациональное сочетание наземных
пробных площадей и фотопроб;
е) определение количественных и качественных характеристик лесов в результате
комплексной обработки данных стратификации и пробных площадей;
ж) анализ и обобщение результатов, подготовка отчета.
10. Каждая пробная площадь должна иметь уникальный номер из девяти цифр, в котором первая и вторая цифры обозначают код лесного района в соответствии с Перечнем лесных районов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 04 февраля 2009 г. № 37, согласно их очередности, третья и четвертая – код субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным лесным реестром, пятая и шестая – код лесничества в соответствии с государственным лесным реестром, седьмая, восьмая и девятая – номер пробной площади, присвоенный по порядку в пределах лесничества.
11. Периодичность повторных наблюдений на пробных площадях составляет 10-15 лет.
12. На основании информации, полученной по результатам исследований и измерений
по государственной инвентаризации лесов и изготавливаемой на бумажном и
электронном носителе, формируется банк данных государственной инвентаризации
лесов.
Учет, архивация, систематизация, хранение, использование и предоставление
информации, входящей в банк данных государственной инвентаризации лесов,
возлагается на Федеральное агентство лесного хозяйства и осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации".
13. Объекты и объемы работ, по государственной инвентаризации лесов, технические требования к их выполнению, составляемая по итогам работ документация устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства при заключении государственного контракта на выполнении работ по государственной инвентаризации лесов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
14. Отчеты по государственной инвентаризации лесов составляются по:
а) субъекту Российской Федерации (по лесничествам);
б) Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации).
15. Отчет по государственной инвентаризации лесов по субъекту Российской Федерации направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации и другие органы, в соответствии со статьей 81–83 Лесного кодекса Российской Федерации.
16. Отчет по государственной инвентаризации лесов по Российской Федерации
направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство
природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральную службу по
ветеринарному и фитосанитарному надзору.
07-07-10
RWT.ru