HotLog
 
Главная >> Статьи

Стимулом или запретом?

Стимулом или запретом?

Коллегия министерства природных ресурсов Хабаровского края рассмотрела проблемы судостроения и ремонта на дальневосточных верфях рыболовного флота.

Министр Василий Шихалев поднял вопрос ребром. В течение пяти лет предприятия отрасли края ждут обещанных правительством мер стимулирования развития судостроения. Однако решение проблем судовладельцев не пошло дальше обсуждения концепции. Для Хабаровского края с огромными судостроительными мощностями не иметь заказов на ремонт судов среднего класса просто недопустимо - подчеркнул министр. Нам необходимо понять - почему большая часть судов флота уходит на ремонт в Китай и Южную Корею?

 

В краевом реестре почти сто промысловых судов крупно и средне тоннажного флота. Около 70 процентов из них имеют степень износа более 70 процентов. Через пять лет рыбакам не на чем будет выходить в море - доложил председатель комитета рыбного хозяйства Сергей Рябченко. Проблема в затратах судовладельцев, которые в 1,5 раза выше, чем за рубежом, а так же в сроках ремонта. Для решения задачи по увеличению добычи биоресурсов необходимо построить к 2015 году минимум десять новых кораблей, но стоимость среднего сейнера достигает 10 миллионов долларов. Вместо государственных мер стимулирования судостроения в законе о рыболовстве появились поправки, которые можно назвать скорее мерами запретительного характера. С 2013 года суда с просроченными сроками эксплуатации предложено выводить из реестра, а с 2020 года предприятиям, на содержании которых такой флот состоит, не распределять доли по освоению биоресурсов. Кредиты остаются недоступными, а оборот незаконно добытой рыбы уже сравним с легальным оборотом промысла. Система охраны ресурсов не принесла желаемых результатов. К сожалению, любая реформа отрасли завершается сокращением штатов. Как охранять нерестилища, если на весь район имени Полины Осипенко четыре специалиста Амурского территориального управления? Частных инвестиции в воспроизводство недостаточно, а средства федерального бюджета под предлогом кризиса сокращены с 400 до 25 миллионов рублей, не смотря на поручение председателя правительства России о мерах стимулирования судостроения, рыбоохраны и воспроизводства биоресурсов. Запретить лов оказалось проще, чем создавать условия для развития рыболовства.

Как отнеслись предприятия отрасли к созданию свободной портовой зоны в Советской Гавани? - задается очередным вопросом Василий Шихалев? Крупный бизнес в вопросах расчета прибыльности и окупаемости проектов обмануть невозможно. Руководители промысловых компаний подсчитали затраты, оценили экономический эффект и отказались идти в зону Советской Гавани. Их волнует судьба своих компаний, а не пополнение доходной части краевого бюджета - отвечает Сергей Рябченко. Ученые выдают объективные прогнозы уловов, которые могли бы существенно улучшить финансовое состояние отрасли, но в Москве их корректируют так, что выгоднее стать браконьером, чем законопослушным рыбаком. Вместо возможности освоения 50 тысяч тонн лосося рыбаки получают разрешение только на объем в 27 тысяч тонн. Промысловые участки распределяются без учета социальной значимости градообразующих предприятий. В результате артели остаются без возможностей существования. Получившие на условиях охраны нерестилищ участки компании, игнорируют обязательства, хотя должны бы компенсировать недофинансирование "Тинро-Центра" и отдела рыбоохраны Амурского территориального управления. В результате рыбаки не имеют ни денег на ремонт судов, ни господдержки промысла, ни возможности прогнозировать бизнес.

Поразительный случай с области судостроения на Дальнем Востоке произошел в Приморье – говорят рыбаки. Представители заводов из Южной Кореи, понимая, что в России сохранились квалифицированные кадры по ремонту и обслуживанию силовых установок судов, предложили им долгосрочные контракты с размером заработной платы по три тысячи долларов в месяц. Теперь отечественные промысловые компании, не только ловят в интересах стран АТР, но и выполняют строительство и ремонт своих судов. На верфях Пусана их ждут российские специалисты, которым они доверяют. Ведь бизнес идет туда, где стимулы, а не запреты.

 

18.08.2010г.

Андрей СМИРНОВ.