Стимулом
или запретом?
Коллегия
министерства природных ресурсов Хабаровского края рассмотрела проблемы
судостроения и ремонта на дальневосточных верфях рыболовного флота.
Министр
Василий Шихалев поднял вопрос ребром. В течение пяти лет предприятия отрасли
края ждут обещанных правительством мер стимулирования развития судостроения.
Однако решение проблем судовладельцев не пошло дальше обсуждения концепции. Для
Хабаровского края с огромными судостроительными мощностями не иметь заказов на
ремонт судов среднего класса просто недопустимо - подчеркнул министр. Нам
необходимо понять - почему большая часть судов флота уходит на ремонт в Китай и
Южную Корею?
В
краевом реестре почти сто промысловых судов крупно и средне тоннажного флота.
Около 70 процентов из них имеют степень износа более 70 процентов. Через пять
лет рыбакам не на чем будет выходить в море - доложил председатель комитета
рыбного хозяйства Сергей Рябченко. Проблема в затратах судовладельцев, которые
в 1,5 раза выше, чем за рубежом, а так же в сроках ремонта. Для решения задачи
по увеличению добычи биоресурсов необходимо построить к 2015 году минимум
десять новых кораблей, но стоимость среднего сейнера достигает 10 миллионов
долларов. Вместо государственных мер стимулирования судостроения в законе о рыболовстве
появились поправки, которые можно назвать скорее мерами запретительного
характера. С 2013 года суда с просроченными сроками эксплуатации предложено
выводить из реестра, а с 2020 года предприятиям, на содержании которых такой
флот состоит, не распределять доли по освоению биоресурсов. Кредиты остаются
недоступными, а оборот незаконно добытой рыбы уже сравним с легальным оборотом
промысла. Система охраны ресурсов не принесла желаемых результатов. К
сожалению, любая реформа отрасли завершается сокращением штатов. Как охранять
нерестилища, если на весь район имени Полины Осипенко четыре специалиста
Амурского территориального управления? Частных инвестиции в воспроизводство
недостаточно, а средства федерального бюджета под предлогом кризиса сокращены с
400 до 25 миллионов рублей, не смотря на поручение председателя правительства
России о мерах стимулирования судостроения, рыбоохраны и воспроизводства
биоресурсов. Запретить лов оказалось проще, чем создавать условия для развития
рыболовства.
Как
отнеслись предприятия отрасли к созданию свободной портовой зоны в Советской
Гавани? - задается очередным вопросом Василий Шихалев? Крупный бизнес в
вопросах расчета прибыльности и окупаемости проектов обмануть невозможно.
Руководители промысловых компаний подсчитали затраты, оценили экономический
эффект и отказались идти в зону Советской Гавани. Их волнует судьба своих компаний,
а не пополнение доходной части краевого бюджета - отвечает Сергей Рябченко.
Ученые выдают объективные прогнозы уловов, которые могли бы существенно улучшить
финансовое состояние отрасли, но в Москве их корректируют так, что выгоднее
стать браконьером, чем законопослушным рыбаком. Вместо возможности освоения 50
тысяч тонн лосося рыбаки получают разрешение только на объем в 27 тысяч тонн. Промысловые
участки распределяются без учета социальной значимости градообразующих предприятий.
В результате артели остаются без возможностей существования. Получившие на
условиях охраны нерестилищ участки компании, игнорируют обязательства, хотя
должны бы компенсировать недофинансирование "Тинро-Центра" и отдела рыбоохраны
Амурского территориального управления. В результате рыбаки не имеют ни денег на
ремонт судов, ни господдержки промысла, ни возможности прогнозировать бизнес.
Поразительный
случай с области судостроения на Дальнем Востоке произошел в Приморье – говорят
рыбаки. Представители заводов из Южной Кореи, понимая, что в России сохранились
квалифицированные кадры по ремонту и обслуживанию силовых установок судов,
предложили им долгосрочные контракты с размером заработной платы по три тысячи
долларов в месяц. Теперь отечественные промысловые компании, не только ловят в
интересах стран АТР, но и выполняют строительство и ремонт своих судов. На
верфях Пусана их ждут российские специалисты, которым они доверяют. Ведь бизнес
идет туда, где стимулы, а не запреты.
18.08.2010г.
Андрей
СМИРНОВ.