HotLog
 
Главная >> Статьи

Виктор Зубков: С переводом Рослесхоза в прямое подчинение Правительства четко определена сфера ответственности Рослесхоза

Виктор Зубков: С переводом Рослесхоза в прямое подчинение Правительства четко определена сфера ответственности Рослесхоза Об итогах года, о путях развития российского лесного хозяйства - интервью с первым вице-премьером Правительства РФ Виктором Зубковым.

Минувший год выдался для лесной отрасли не из легких. Горячее в прямом и переносном смысле лето внесло серьезные коррективы в жизнь практически всей страны и заставило говорить о необходимости совершенствования управленческих процессов в лесном комплексе, смещении акцентов в сфере государственного управления лесами. -

Виктор Алексеевич, уходящий 2010 год стал для российского лесного хозяйства непростым и одновременно знаковым: меняется структура государственного управления лесами, пересматривается законодательство, работа отрасли наполняется новой идеологией и значительным финансовым содержанием. Все это - последствия аномально жаркого лета? -

Это не совсем так. Действительно, год был сложным и даже тяжелым. Но искать причину нынешних решений только в пожарах было бы неверно. Лесной комплекс - уже не первый год в зоне повышенного внимания и Президента, и Правительства. Это объяснимо: лес - единственный возобновляемый стратегический ресурс, имеющий большой экономический потенциал и серьезное экологическое значение. Развитая лесная промышленность - это новые производства, дополнительные рабочие места и увеличение платежей в бюджеты - и федеральный, и региональные. С таким пониманием был разработан новый Лесной кодекс России. Он вступил в силу в 2006 году. Целый ряд полномочий в области лесных отношений был передан субъектам Российской Федерации. В том же году по моей инициативе и при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина был создан Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. В 2009 году разработана и принята Стратегия развития лесного комплекса до 2020 года, предложены сбалансированные меры таможенно-тарифного регулирования. В рамках работы по реализации Стратегии создан механизм реализации приоритетных инвестиционных проектов. На сегодняшний день принято 95 проектов с общим объемом инвестиций свыше 414 млрд рублей, возможностью создания более 42 тыс. рабочих мест. В уходящем году введено в строй 8 объектов, привлечено 35,7 млрд рублей инвестиций, получили работу свыше 4 тыс. человек. В результате производственный сектор прибавил в 2010 году почти 12 процентов по сравнению с прошлым годом. В следующем году добавится еще 10 проектов и 3,5 тыс. рабочих мест. Одним словом - определенная работа уже проведена. Но мы понимали, что это только начало большого пути. Необходимо было значительно увеличить долю лесопромышленного комплекса в экономике страны, повысить налоговую отдачу лесозаготовительных предприятий, наладить эффективную систему борьбы с незаконными рубками. Решение этих задач невозможно без эффективного исполнения переданных полномочий регионами. Мы неоднократно говорили об этом на заседаниях Совета, обращали внимание ряда регионов на подчас халатное отношение к переданным полномочиям, в первую очередь - неэффективность лесного контроля и надзора, отсутствие действенной системы охраны лесов и профилактики лесных пожаров, серьезные пробелы в учете лесных ресурсов, неудовлетворительные объемы лесовосстановительных работ, недостаточное финансовое обеспечение на региональном уровне. Итог - понимание необходимости четких законодательных решений на федеральном уровне, увеличение финансирования отрасли, усиление контрольных, надзорных и охранных функций государства, применение других стимулирующих мер и новаций - научных, практических и управленческих. Пожары этого лета, которые уничтожили более 2 миллионов гектаров леса, принесли огромный ущерб нашим гражданам и государству не оставили сомнений в правильности этих предложений. -

Подчинение Федерального агентства лесного хозяйства напрямую Правительству РФ - одно из таких предложений? Что планируется делать дальше? -

Да, это серьезный шаг, который обозначил важную роль лесного хозяйства в отраслевой структуре государства. Дело в том, что долгое время Рослесхоз имел разную ведомственную подчиненность. В итоге орган, который должен был обеспечивать контроль в сфере лесного хозяйства, по сути осуществлял только распределение субсидий и контроль за их использованием. Функции лесной охраны и надзора оказались размыты между шестью министерствами и ведомствами, которые отчасти дублировали полномочия. При этом часть полномочий не была должным образом урегулирована, а часть вообще "выпала". Говорить об эффективности этой модели управления, как и о единой стратегии отрасли, в таких условиях было проблематично. С переводом Рослесхоза в прямое подчинение Правительства четко определена сфера ответственности Рослесхоза, ведомство наделено действенными, в том числе контрольными, полномочиями в области управления лесами. Также Рослесхоз получил полномочия по выработке государственной политики в области лесных отношений, стал полноценным участником процесса нормативно-правового регулирования отрасли, ему передан весь спектр контрольных и надзорных полномочий. Из этих функций вытекают первостепенные задачи ведомства, которые четко были сформулированы руководством страны: провести детальную "инвентаризацию" законодательства, разработать стратегию развития лесного хозяйства и срочно приступить к реализации необходимых мер. Сейчас в рамках Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ проводится работа по совершенствованию Стратегии развития лесного комплекса России до 2020 года, где наряду с экономическими приоритетами найдут отражение такие направления, как охрана лесов от пожаров и незаконных рубок, интенсификация лесопользования и восстановления лесов. В ближайшей перспективе предстоит сформировать единый государственный лесной реестр и федеральный лесной план. В кратчайшие сроки необходимо унифицировать систему управления лесами во всех субъектах РФ, воссоздать фактически заново государственную охрану лесов и укомплектовать ее материально-техническую базу, наладить финансовую дисциплину в регионах, разработать методику оценки исполнения региональными властями переданных им полномочий в области лесных отношений. Параллельно ведется корректировка действующего законодательства - лесного, административного, уголовного, чтобы создать нормативную основу для грядущих изменений. -

Долгое время отношение к лесу, как природному ресурсу, было потребительским и не имеющим ничего общего с разумным природопользованием. Что поменяется теперь?

- Этой теме Правительство РФ уделяет сейчас самое пристальное внимание. Темпы и качество лесовосстановительных работ на протяжении многих лет оставляли желать лучшего. Результат известен: во многих регионах, прежде всего на Северо-Западе страны, произошло заметное истощение лесных ресурсов. Например, несколько десятилетий назад в Вологодской области удельный вес хвойных пород составлял 90 процентов, сейчас - не более пятидесяти. Похожая картина - в Карелии, Архангельской области. Именно поэтому лесовосстановление является сейчас для российского лесного хозяйства одним из самых значимых направлений. Объемы этих работ должны быть сформированы так, чтобы перекрыть потери лесного фонда от хозяйственной деятельности и стихийных бедствий - пожаров и ветровалов. Уже в следующем году начнется строительство сети современных лесных селекционно-семеноводческих центров, которые должны решить проблему нехватки качественного посадочного материала.

- Все эти намерения подкреплены финансами?

- Да. Сейчас Правительство РФ концентрирует на этом направлении значительные финансовые ресурсы. Бюджет отрасли в 2011 году составит 33 миллиарда рублей, это в 1,5 раза больше, чем в нынешнем. На проведение лесовосстановительных работ предусмотрено более 3 миллиардов рублей, почти 2 миллиарда будут направлены на создание упомянутых селекционно-семеноводческих центров. Из общей суммы 19 миллиардов рублей составят субвенции регионам, еще 5 миллиардов будет перечислено в виде субсидий на покупку техники, необходимой для борьбы с лесными пожарами. Анализ статистических данных субъектов РФ свидетельствует, что материально-техническая база большинства лесопожарных подразделений находится в неудовлетворительном состоянии, ее износ в среднем составляет 80 процентов, в общей сложности субъектам РФ требуется порядка 6 тысяч единиц различной техники. В течение трех лет Правительство РФ намерено решить эту проблему. В регионах планируется воссоздать сеть современных и мощных пожарно-химических станций, укомплектованных специализированными системами пожаротушения и тяжелой техникой. Однако необходимо понимать, что усилия федерального центра потребуют ответного участия самих регионов. Федеральный бюджет выделяет средства на технику, задача субъектов - создать дееспособные лесоохранные структуры, поддерживать их в рабочем состоянии и нести полную ответственность в рамках переданных полномочий. -

Происходящие сейчас изменения многие приняли за начало более масштабных реформ. В частности, звучат призывы поменять Лесной кодекс, изъять у губернаторов полномочия и централизовать лесное хозяйство.

- Как я уже говорил, по поручению Президента РФ Д.Медведева Рослесхоз проводит сейчас ревизию действующего законодательства. Инициированы поправки в Лесной кодекс, другие законы Российской Федерации, касающиеся лесной охраны, государственного контроля и надзора. Это создает необходимую основу для дальнейших действий и решения первоочередных задач, стоящих перед лесным хозяйством. Что касается распределения полномочий, то действующий Лесной кодекс, как известно, предусматривает передачу функций по управлению лесами регионам. Субъекты РФ получают на эти цели серьезные субвенции из федерального бюджета. При правильном подходе нет причин сомневаться в действенности такого механизма. Однако практика показала, что не все регионы оказались в состоянии по-хозяйски распорядиться полученными полномочиями и федеральными деньгами. На фоне примеров ответственного отношения к своим обязанностям в ряде регионов встречаются факты откровенной халатности и недобросовестности. Сейчас необходимо проанализировать все упущения региональных властей, разработать и предложить унифицированную модель ведения лесного хозяйства на местах, добиться от каждого субъекта РФ грамотной программы развития отрасли и повысить персональную ответственность местных руководителей и арендаторов за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

- Сейчас много говорится о разработке общероссийского рейтинга регионального лесоуправления. Для чего он нужен?

- Существующая отчетность субъектов РФ не дает полного представления о состоянии регионального лесного хозяйства. Разработать методику, которая позволила бы объективно оценить деятельность регионов в этой сфере, поручил Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин. Об этом шла речь в рамках проведения "круглого стола" на Московском Международном форуме "Лес и Человек", а также на последнем заседании Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ. Общероссийский рейтинг регионов необходим для эффективного контроля над осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений органами исполнительной власти субъектов РФ. При составлении рейтинга основными показателями станут эффективность использования федерального и регионального финансирования, сроки проведения конкурсных процедур по отраслевым видам деятельности, а также качество взаимодействия ответственных ведомств при профилактике и тушении лесных пожаров. Детальной разработкой критериев сейчас занимается Рослесхоз. Хочу отметить, что результаты оценки по новому рейтингу будут учитываться и в правительственной оценке деятельности глав регионов.

Беседовал Леонид Хозин WOOD.RU