HotLog простой кейлоггер
 
Главная >> Статьи

Виталий Шкутко: давайте изучать причины проблем, а не их следствия

   Преподаватели  факультета  природопользования и экологии Тихоокеанского государственного университета обратились к полномочному представителю Президента РФ в ДФО, губернатору и председателю Законодательной думы Хабаровского края с открытым письмом, в котором выразили свою озабоченность решением проблем обучения специалистов для лесной отрасли.


В связи с реформами в высшем образовании и переходом на многоуровневую подготовку инженерных кадров план набора на бесплатные бюджетные места на факультете в 2011 году оказался на грани срыва.

     Сложность комплектования групп продиктована затянувшейся перестройкой лесного комплекса в новых экономических условиях, повлекших за собой снижение потребности в инженерах. Тяжелые условия труда в тайге при неблагоприятной демографической ситуации сформировали  негативный имидж отрасли в глазах молодежи. На лесные специальности отсутствует конкурс, что определяет качество подготовки специалистов и ведет к закрытию факультета.

     Как отметил декан факультета природопользования и экологии ТОГУ доктор технических наук Павел Рябухин, до окончания периода набора студентов осталось две недели. Конкурс составляет 0,5 человека на место. Но среди выпускников школ, подавших заявление в приемную комиссию, около 40 процентов выбрали лесную специальность как запасной вариант на случай отказа в поступлении по результатам ЕГЭ в другие вузы. На инженерные специальности число бюджетных мест сократилось до 30, кроме того на практике заканчивают вуз не более половины студентов. Уровень знаний у выпускников школ не позволяет им успешно сдавать экзамены по физике и математике, между тем, без высокого балла по результатам ЕГЭ по этим дисциплинам поступить на факультет сложно. Вчерашние школьники идут по легкому пути, выбирая гуманитарные факультеты, где необходимо сдавать русский язык, историю или литературу. Педагоги в школах и не скрывают, что заняты не обучением, а "натаскиванием" учеников на ЕГЭ. Обращение к специалистам министерства образования и науки края желаемых результатов пока не принесли - там настроены на решение проблем дошкольного, школьного и среднего профессионального образования. Например, в ДВГУПС вопросы кадров решаются проще во взаимодействии с государственной структурой ОАО "РЖД". В лесном комплексе с руководителями компаний найти общий язык трудно. Подготовка кадров для них проблема не государственного, а частного характера, потому решается в зависимости от финансовых показателей и выбранных приоритетов. Сказанное позволяет сделать вывод: решать вопросы подготовки инженерных кадров можно только на законодательном уровне.

     Полпред Президента РФ в ДФО направил наше письмо губернатору Хабаровского края. Губернатор передал обращение на уровень министерства природных ресурсов, которое в свою очередь для принятия решения в комитет лесной промышленности - отмечает заслуженный работник высшего образования РФ профессор Виталий Шкутко. Итогами обсуждения мы остались недовольны. За подписью консультанта отдела лесозаготовок получили ответ: принять обращение к сведению, провести разъяснительную работу, сформировать попечительский совет, оказать содействие в комплектовании учебной группы. Подобным образом поступил и председатель краевой Законодательной думы Сергей Хохлов. Он передал письмо депутату, который обратился в ректорат университета. Ректор вернул письмо нам и круг рассмотрения проблемы замкнулся. Нас спросили: что вы хотите? При наличии огромного числа руководителей искать выход из ситуации предложили нам самим. Идея простая - при распределении участков лесного фонда поставить во главу угла не отсутствие нарушения Налогового кодекса РФ или оказание помощи социальной сфере, а необходимость выделять средства на подготовку инженерных кадров. Формирование поправки в Лесной кодекс РФ является предметом полномочий не преподавателей кафедры вуза, а краевых депутатов и членов правительства, имеющих право законодательной инициативы. В реформе образования допущены ошибки. Исправить их может только власть, тем более речь о модернизации промышленности, которую объявил сам Президент РФ. Нам необходимо набрать 30 талантливых ребят, способных сдать ЕГЭ по физике. Сдавали в этом году физику около 600 выпускников школ, из них 20 процентов не смогли осилить экзамен, а значительная часть набрала количество баллов, недостаточное для поступления в вуз. Прежде преподаватели сами выезжали в лесные поселки. Принимали у ребят экзамены и зачисляли их в университет. С введением ЕГЭ такой процесс стал невозможным, а помощи от работодателей и государства мы не дождались. Существуют примеры другого отношения к проблеме. Недавно по местному  телевидению прошла реклама одного из институтов в Харбине. Прием студентов там осуществляется без справки о результатах ЕГЭ. Что касается господдержки, то за каждый вложенный рубль в создание на территории ДФО нового рабочего места для китайских граждан правительство  КНР выплачивает российским компаниям дотацию в размере 15 копеек. Покрывает и часть транспортных расходов по доставке выработанной ими лесной продукции на территорию Китая.

     Отношение к проблеме среди руководителей неоднозначное - говорит Виталий Шкутко. Одни директора создают хорошие условия для проживания в тайге и гарантируют зарплату в 45 тысяч рублей в месяц, при этом требуя максимальной отдачи физических и моральных сил. Но в итоге молодой специалист не выдерживает и уходит в иные профессии. Другие создают свой учебный центр в лесном поселке, отказываясь от использования иностранной рабочей силы. Но конкуренты, подняв зарплату, переманивают к себе молодежь и положение не меняется. Лесной кодекс РФ не регулирует подобные вопросы, поэтому их надо решать на региональном уровне. Мы изучаем следствия, а не причины проблемы. Вопрос в создании условий для образовательного процесса, начиная с детского сада и кончая университетом, где должна быть достойная оплата труда педагогов, а коллективы преподавателей сформированы на конкурсной основе.  В противном случае рабочие места будут заполняться иностранцами. Прежде на лесные специальности мы набирали до 175, теперь не можем и 30 человек в год при наличии в лесном комплексе 143 работодателей, что не может оставаться без внимания государства накануне выборов Президента РФ и депутатов Госдумы РФ.

     Мы понимаем необходимость сохранить факультет лесных специальностей, поэтому предлагаем помощь в наборе студентов - отмечает председатель комитета лесной промышленности Хабаровского края Вячеслав Ковалев. Готовы включиться в процесс формирования поправок в законодательство, но это не входит в сферу наших полномочий. Это вопрос министерства образования и науки. В Лесном кодексе РФ закреплен отраслевой подход в кадровой политике. Ученые забыли, что мы живем в рынке, а навязывание частным компаниям дополнительных условий при распределении участков лесного фонда может обернуться потерями. Допустим, им не удалось подготовить инженерные кадры. Лишать их права вести бизнес? Возникла проблема при сдаче ЕГЭ? Надо ставить задачу перед министром образования и науки. В момент, когда речь идет о закрытии факультета, начинать обсуждение поправок в закон недопустимо. Процесс изменения федерального законодательства длится годами, а ситуация в отрасли быстро меняется. Вариант решения проблемы на уровне Совета ректоров вузов наиболее рациональный, тем более председатель Совета Сергей Иванченко является и членом правительства Хабаровского края, и одним из лидеров правящей партии "Единая Россия".

 

     Андрей СМИРНОВ